Приложение

Словарь архитектурных терминов, встречающихся в книге

Антаблемент — см. ордер.

Арка — криволинейное перекрытие сквозного или глухого проема в стене или пролета между двумя опорами. Может использоваться как элемент опорной или несущей конструкции. Арки могут быть:

—полуциркульные — с дугой в виде полуокружности;

—лучковые — с дугой менее полуокружности;

—стрельчатые — образованные линиями двух пересекающихся арок;

—многолопастные — в виде многих мелких арочек;

—плоские — с небольшой высотой подъема.

Приложение-01

Аркатура — ряд декоративных ложных арок на фасаде или в интерьере здания. В древнерусской архитектуре часто использовались два вида аркатурного декора:

—аркатурный пояс — состоящий только из арок;

—аркатурно-колончатый пояс — состоящий из арок, опирающихся на декоративные колонки.

Арки подпружные — арки, на которые опирается подкупольный барабан (см. крестово-купольный храм).

Апсида — выступ здания полукруглой или многогранной (редко — прямоугольной) формы. В христианских храмах апсиды (одна или несколько) примыкают с восточной стороны к основному объему здания и заключают в себе алтарную часть с престолом.

Атланты — скульптурные мужские фигуры, поддерживающие карниз, эркер, балкон или иной выступающий элемент здания.

Аттик — декоративная стенка над карнизом.

База колонны — расширенная опора, на которой стоит колонна. В ордерной архитектуре базу имеют колонны коринфского, ионического и тосканского ордеров. Колонны дорического ордера не имеют базы.

Балюстрада — невысокое ограждение лестницы, балкона, террасы, крыши, состоящее из ряда балясин (фигурных столбиков), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Барабан подкупольный — сооружение цилиндрической или многогранной фор-мы, на которое опирается купол или главка. Барабан устанавливается на перекрытии здания, на подпружных арках (см. крестово-купольный храм). В древнерусских храмах окна барабанов служили основным источником света. Поэтому барабан с окнами называют световым.

Бельведер — надстройка над зданием, обычно круглая в плане, чаще всего предназначенная для обзора.

Бочка, бочковидная кровля — криволинейное двускатное покрытие здания или его части в виде фигуры с килевидным верхом (напоминает луковичную главку в разрезе).

Приложение-02

Бутовый камень, бут — куски камня размером от 15 до 50 сантиметров и весом до 50 килограммов. Используется при строительстве фундаментов, в стенах — для заполнения пространства между рядами камня и кирпича и во многих других целях.

Венец — горизонтальный ряд бревен, связанных в углах врубками.

Взвоз — пологий широкий подъем, ведущий на поветь (см.) крестьянского дома (северной избы).

Волюта — декоративная деталь в форме одного или двух завитков. Входит в состав наличников, капителей колонн, обрамлений порталов.

Восьмерик — восьмигранное сооружение. В русской деревянной и кирпично-каменной церковной архитектуре чаще всего использовалось в конструкции «восьмерик на четверике».

Гирька — декоративная деталь, как правило, в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня, подвешенная на стыке двух малых декоративных арочек, расположенных под объединяющей их большой аркой. В русской архитектуре XVI-XVII веков чаще всего использовалась в декоре ворот, крылец, оконных проемов.

Диабаз — камень, магматическая порода темно-серого или зеленовато-черного цвета; отличается высокой твердостью и прочностью.

Диорит — камень, магматическая порода с интрузиями (включениями), как правило, темно-зеленого или коричнево-зеленого цвета; используется как облицовочный материал.

Закомара — полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Ионическая капитель, ионическая колонна — см. ордер

Приложение-03

Кабанчик — облицовочная керамическая плитка, имитирующая форму и размеры кирпича, положенного плашмя. Широко применялась в архитектуре модерна.

Каннелированная колонна (пилястра) — колонна (пилястра), имеющая на стволе вертикальные желобки — каннелюры.

Капитель — верхняя расширенная часть колонны, на которую опирается антаблемент (см. ордер).

Кариатиды — скульптурные женские фигуры, поддерживающие выступающий элемент здания.

Каркас — несущий остов сооружения, состоящий из соединенных между собой горизонтальных, вертикальных, наклонных, дугообразных элементов. Каркас может быть выполнен из дерева, камня, металла, железобетона и других материалов. Каркасная конструкция для больших построек впервые была применена в готической архитектуре, а затем получила широкое распространение в строительстве Новейшего времени, начиная с эпохи модерна, как альтернатива стеновой (стоечно-балочной) конструкции.

Квадр — каменный блок в форме параллелепипеда.

Клеть — прямоугольный сруб.

Кронштейн — косая опора под балконом, кровлей или иной выступающей деталью.

Кокошник — декоративный элемент, ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара, часто килевидной формы.

Конек — верхнее ребро крыши. В деревянном строительстве — охлупень, бревно с желобом, венчающее крышу. Часто со стороны фасада украшался скульптурными или резными изображениями.

Консоль — выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, эркер, фигуру.

Контрфорс — дополнительная опора, представляющая собой либо выступ стены, либо отдельно стоящую вертикальную конструкцию, соединенную со стеной перемычкой — аркбутаном.

Приложение-04

Коринфская капитель, коринфская колонна — см. ордер.

Крестово-купольный храм — тип каменной, кирпичной или каменно-кирпичной храмовой постройки, сложившийся в Византии в VI-IX веках и принесенный на Русь после ее Крещения. Большинство древнерусских храмов были крестово¬купольными. Купол и подкупольный барабан при посредстве переходных криволинейных элементов — парусов — опираются на четыре подпружные арки, которые соединены между собой под прямыми углами и, в свою очередь, опираются на четыре подкупольных столба. От подкупольных столбов перекинуты арки к стенам здания, благодаря чему часть распора (нагрузки) барабана и купола передается на стены. В местах примыкания арок стены имеют утолщения, которые чаще всего бывают в сечении прямоугольными (лопатки) или полукруглыми (колонны).

Своды здания повторяют линию арок, то есть имеют цилиндрическую форму (так называемые коробовые своды). Этим сводам на фасаде здания соответствуют закомары (см.). Внутреннее пространство храма крестообразно расчленено столбами. Кроме четырех подкупольных, могут быть добавлены еще одна-две (редко больше) пары столбов.

Размеры белокаменных крестово-купольных храмов X-XIII веков были ограничены диаметром подкупольного барабана (или, что то же самое, стороной подкупольного квадрата): если он превышал 6 метров, то большой распор мог привести к обрушению. Длины пролетов боковых арок должны быть меньше стороны под-купольного квадрата. Поэтому площадь основного объема (наоса) в древнерусских крестово-купольных храмах не превышает 200 квадратных метров. Впоследствии, с развитием кирпичной архитектуры и с внедрением металлических элементов конструкции, эти ограничения утратили силу. Крестово-купольные храмы эпохи Московского царства (начиная с Успенского собора Московского кремля) по своим размерам могут значительно превышать древнерусские.

Приложение-05

Ктитор — дословно с греческого «строитель». Человек, на чьи средства построен, реконструирован или отремонтирован храм.

Лабрадорит — горная порода; используется в качестве облицовочного материала. Для его полированной поверхности характерен синий, желтый или красный радужный отлив.

Лемех — в русской деревянной архитектуре продолговатые, слегка изогнутые дощечки в форме лопатки или плоской уступчатой пирамидки, служащие для покрытия глав, барабанов, шатров, бочек и т. д.

Лопатка — вертикальное утолщение стены, прямоугольное в сечении, не имеющее базы и капители. В древнерусском крестово-купольном храме лонатки имели конструктивное значение — являлись дополнительными опорами в местах примыкания арок к стенам с внутренней стороны, а также значение декоративное — разделяли фасады здания на прясла (см.), придавали ему стройность.

Майолика — разновидность керамики, покрытой одноцветной или расписной глазурью. Широко использовалась в русской архитектуре эпохи модерна как декоративный материал.

Марблит — «мраморное стекло», облицовочный материал, цветное стекло с разнообразной окраской, имитирующее полудрагоценные камни.

Наличник — декоративное обрамление дверного или оконного проема. Для древнерусской архитектуры характерны такие элементы наличников, как колонки по сторонам проема и кокошник над ним. Для архитектуры барокко и классицизма — фронтоны и сандрики над проемом. Используются также пилястры, тяги, раковины, пальметки, маски и прочие декоративные мотивы.

Неф — часть интерьера храма (в русской архитектуре, как правило, крестово-купольного, Ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Оникс — минерал, разновидность кварца, на срезе — коричневый с белыми и черными узорами или белый с желтоватыми и розоватыми узорами (встречаются и другие цветовые соотношения). Используется в мозаике и облицовке.

Приложение-06

Ордер — система конструктивных, композиционных и декоративных элементов стоечно-балочной конструкции (перекрытие опирается на стену и дополнительные опоры), выражающая ее тектонику, т. е. соотношение несущих и несомых частей.

Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.

Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.

Система ордеров сложилась в античной архитектуре, окончательно оформилась в работах архитекторов и теоретиков архитектуры Ренессанса. Безраздельно господствовала в архитектуре Европы и Нового Света в XVI-XIX веках; в России — в XVIII-XIX веках. К концу XIX века утратила конструктивное значение, превратившись в композиционно-декоративное приложение к зданию.

В ордерной системе различаются пять ордеров: дорический, ионический, коринфский, тосканский (разновидность коринфского), композитный (сочетание коринфского и ионического).

Пилон — массивный столб, служащий опорой арки, перекрытия, моста. Пилоны могут также стоять по сторонам входов или въездов.

Пилястра — плоский вертикальный выступ стены или столба, прямоугольный в сечении. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна.

Приложение-07

Плинфа — широкий и плоский обожженный кирпич, использовавшийся в византийском и древнерусском строительстве.

Повал — расширение верхней части сруба напуском венцов (каждый вышележащий венец делается чуть шире нижележащего).

Поветь — верхняя часть хозяйственной половины крестьянского дома (северной избы), где находился сеновал, помещения для инвентаря и т. д.

Подклет — нижний (цокольный) этаж каменного или деревянного жилого дома или храма, обычно имеющей служебно-хозяйственное назначение.

Позакомарное покрытие — форма покрытия здания, образованная арками, коробовыми сводами и закомарами.

Полопастное покрытие — форма покрытия здания, образованная лопастным (как правило, трехлопастным) завершением фасадов.

Полубутовая техника кладки — техника, характерная для древнерусского каменного строительства. Пространство между внешним и внутренним рядами каменной кладки заполняется бутовым камнем и заливается известковым раствором.

Приложение-08

Портал — архитектурно оформленный вход в здание. Для романской, готической и древнерусской архитектуры характерны арочные перспективные порталы, оформленные в виде уступов, в углах которых помещаются колонки, соединенные дугами — архивольтами.

Портик — ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания.

Придел — в православном храме пристройка с северной или южной стороны здания или специально выделенная часть здания, имеющая алтарь для совершения богослужений.

Притвор — западная, самая удаленная от алтаря часть христианского храма, отделенная от средней его части стеной. В древности в притворе молились кающиеся или оглашенные (готовящиеся к крещению).

Прясло — участок стены между разделяющими элементами. В крепостном строительстве — участок стены между башнями; в храмовом — между лопатками (см.) или колоннами.

Раковина — декоративный элемент в виде стилизованной морской раковины. Чаще всего встречается в архитектуре ренессанса и барокко.

Раскреповка — небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза. Применяется для членения или пластического обогащения фасада, создает игру света и тени, ощущение разрыва ровной поверхности.

Ризалит — выступающая часть здания, идущая во всю его высоту.

Приложение-09

Роза — в готической и псевдоготической архитектуре круглое окно с переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка, или аналогичная деталь стрельчатого окна.

Ротонда — сооружение, имеющее в основании круг, круг с лопастными выступами или иную близкую к кругу фигуру.

Рубка в лапу и в обло — в деревянной архитектуре способы соединения бревен венца сруба. При рубке «в обло» бревна соединяются врубками на некотором расстоянии от концов; концы, таким образом, выступают наружу сруба. При рубке «в лапу» бревна соединяются у самых концов и снаружи затесываются, образуя прямой внешний угол сруба.

Руст — первоначальное значение: крупный строительный камень прямоугольной формы. В наше время чаще всего употребляется в том же значении, что и рустовка.

Рустовка — рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью или штукатурная имитация каменной кладки с разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

Сандрик — декоративная деталь в виде карниза, расположенного над проемом окна или двери. Может опираться на консоли и завершаться фронтоном.

Столп, столб — опора внутри здания, на которую опираются элементы перекрытия, свода (см. крестово-купольный храм). Столбы в древнерусских каменных и кирпичных постройках могли быть в разрезе круглые, квадратные или крещатые (с прямоугольными выемками по углам).

Столпообразная постройка — центрическая постройка, перекрытая куполом или сводом и не имеющая внутренних опор. В русском церковном зодчестве столпообразные храмы получили ограниченное распространение в XV-XVII веках.

Стрельчатые элементы (своды, арки, окна) — элементы, имеющие заострение при пересечении двух симметричных дуг.

Тес (тесина) — деревянная доска, служащая для покрытия крыши.

Тесовое покрытие — покрытие из теса (см.).

Ферма — металлическая конструкция, состоящая из стержней и дуг, используемая для перекрытия больших пролетов: мостов, промышленных и общественных зданий.

Фриз — 1) в архитектурном ордере средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; 2) сплошная полоса декоративных, скульптурных, Живописных и других изображений. Чаще всего фризом украшали верх стен.

Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Фронтоны могут быть треугольными и лучковыми (последние характерны для архитектуры барокко). В декоре дверей, окон, карнизов используются декоративные фронтоны.

Приложение-010

Цемянка, цемянковый раствор — известковый раствор, в котором размешена кирпичная или керамическая крошка. Использовался в древнерусском строительстве как связующее вещество, аналогичное современному цементу, а также для покрытия стен вместо штукатурки. Покрытые цемянкой стены имеют бледно-терракотовый или розоватый цвет.

Четверик — сооружение, четырехугольное в плане. В русской церковной архитектуре часто использовалось в качестве нижнего яруса в конструкции типа «восьмерик на четверике».

Шатер, шатровое покрытие — завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. В русской каменно-кирпичной архитектуре шатровые постройки получают распространение с XVI века, в деревянной — с XVII века. Кирпичные шатры сложены из наклонных рядов кирпича или из горизонтальных рядов кирпича с напуском. Деревянные — напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон.

Щипец — верхняя часть стены здания (обычно торцовой), ограниченная скатами крыши и не отделенная внизу карнизом.

Эркер — «висячий» выступ в стене здания в один или несколько этажей. Увеличивает внутреннюю площадь помещения, придает разнообразие фасаду.

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор