Архитектура Столиц России.

Сколько в России столиц? Мы уже убедились, что много. Каждый город хоть чуточку, да столица. Над всеми сими столицами-птенцами возвышаются две головы имперского орла: Москва и Петербург. Они смотрят в разные стороны, но они едины в своем неизбывном противостоянии.

Эти города — сгустки истории. Нигде в России время не спрессовано так плотно, как в Москве и Петербурге. Здесь каждый камень что-нибудь помнит из исторического прошлого, каждый закоулок прячет следы судьбоносных событий: величественных и мерзких, светозарных и кровавых, трагических и забавных. Рассказать об этих городах невозможно: в них нужно жить.

Мы ограничимся лишь беглой исторической экскурсией по архитектурным созвездиям обеих наших столиц. В памятниках зодчества крепче всего запечатлена история: поиски истины, идейные открытия, духовные перевороты.

Мастерство долговечного каменного строительства пришло на Русь вместе со светом православия из Константинополя, из Византии. Первым творением древнерусского зодчества стал православный храм. Практически все известные нам памятники архитектуры Древней Руси являются храмами или включают в себя храм в качестве композиционной доминанты. Самая знаменитая из древнерусских построек — церковь Покрова на Нерли; и можно смело сказать, что всё древнерусское зодчество велось под спасительным Покровом Богородицы. Поэтому оно так одухотворенно, так прекрасно. Эта Божественная линия продолжалась и в Москве: первый и главный ее каменный храм — собор Успения Богородицы — образец для множества соборных храмов Русского православного царства. Но в Москве же сквозь церковный строй древнерусской культуры стали пробиваться ростки светскости, обмирщения. «Радование для глаз» в московском зодчестве становится все более сиюминутным, пестроцветным, гордящимся земным богатством. И все заметнее в этом новом архитектурном концерте слышатся ноты имперского величия — идеи Третьего Рима.

Имперские мотивы были подхвачены в симфонии младшей столицы — Петербурга. Здесь выработались большие державные стили, здесь раскинулись грандиозные архитектурные ансамбли казенного назначения. Даже храмы приобрели имперский облик. Духовное начало было заменено государственным. Частная жизнь отодвинута на окраины — или же вынужденно вернулась обратно в Москву. С окраин Петербурга затем, в капиталистическую эпоху, началось наступление частно¬предпринимательской промышленной архитектуры; в Москве самоутверждение новой человеческой индивидуальности породило взрывную архитектуру модерна. Еще позже все смешалось в огненном революционном вихре. Духовное и частное сгорело в нем без остатка, имперское отлилось в тоталитарные формы. Апофеоз и надрыв вселенской государственности запечатлелся в бесчеловечно-грандиозных архитектурных шедеврах советской эпохи.

Таким был путь русской архитектуры, таким был путь России. Что сейчас и что в будущем? Оставим эти вопросы открытыми.