Георгиевская церковь на Юксовском озере

Самый дальний северо-западный угол Ленинградской области — Подпорожский район. Когда-то эти места принадлежали к Обонежской пятине Великого Новгорода, позднее входили в состав Новгородской и Олонецкой губерний. До сих пор тут леса дремучи, болота непроходимы, лешие заманивают грибников в свои дебри.

Примерно на середине пути между городом Подпорожье, что на Свири, и старинным селом Вознесенье, возле которого Свирь берет исток в онежских просторах, — село Юксовичи, оно же Соболевщина. Перед селом красуется озеро. На открытом, чуть всхолмленном его берегу — дивная церковь, в которой заключена живая душа здешних мест. Она возносит свой крест в небо, озаряя теплым светом лес, деревню и воды. Удивительно, как удавалось старым мастерам добиваться такого эффекта: ведь постройка- то простенькая, совсем небольшая, несколько соединенных вместе срубов, кровля с повалом да маленькая главка на стройном барабане. А чувство такое, что перед тобой открывается дверь в вечность. Что Исаакиевский собор или храм Христа Спасителя! Они покажутся маленькими, слепыми, неуклюжими, если вспомнишь о них рядом с этой затерянной в глухих лесах церковкой! У них — мощь, власть, сила человеческая, а тут — простая сила Божия. И свет, от нее исходящий, кажется несотворенным, как тот, что апостолы видели на горе Фавор.

Церковь Святого Георгия Победоносца. Первым ее исследовал и описал в 1877 году Лев Владимирович Даль, сын знаменитого Владимира Даля, автора «Толкового словаря русского языка». Он видел в церкви надпись, впоследствии утраченную, в которой указывалась дата постройки: 1493 год. Современные исследователи полагают, что ныне существующее здание было построено несколькими десятилетиями позже на месте первоначального храма. Но и в этом случае Георгиевская церковь на Юксовском озере — одна из самых старых сохранившихся деревянных построек Европы и древнейшая из деревянных церквей России, которая стоит на исконном своем месте. Известны два более древних памятника русского деревянного зодчества — церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря в Заонежье и церковь Ризоположения из затопленного села Бородава, — но они перенесены в музеи деревянного зодчества и существуют уже не в своем родном ландшафте.

А ведь место, на котором стоит церковь, связано с ней в одно неразрывное духовное целое. Архитектура русских храмов — ландшафтная архитектура. В особенности остро это чувствуешь, когда после долгих блужданий по дорогам и тропам Русского Севера вдруг видишь за расступившимися деревьями, на холме, над речкой или на берегу внезапно блеснувшего озера — чудо: памятник русского деревянного зодчества. Смело скажу: по всему Северу не видел ни одной деревянной церкви, которая на своем месте не смотрелась бы шедевром. Свезенные в музеи и в заповедники, они теряют большую часть своей одухотворенной красоты. К сожалению, другим способом сохранить эти разбросанные по уединенным, обезлюдевшим местам храмы не всегда возможно.

Георгиевская церковь не просто вписана в окружающий ландшафт. Она одухотворяет всю окружающую природу, поднимает ее ввысь, соединяет землю, воду и лес с небом, солнцем, с душой человеческой, с Богом. Она выполняет великую миродержавную миссию. И она совершенно, предельно проста.

Такие церкви именуются «клетскими». То есть ее основу составляет клеть — обыкновенный прямоугольный сруб, соединенный по продольной оси с клетями-прирубами. Георгиевская церковь составлена из трех клетей. Центральный сруб — возвышенный, восточный (алтарный) прируб и западный — пониже. Кровли всех трех подняты высоко, острым углом — щипцом — к небу. Центральный сруб расширен кверху — такое расширение называется повалом. Благодаря острому щипцу, повалу и изящной главке, водруженной на середину кровли, объем церкви кажется неземным, летящим. Но ее надежно удерживает на земле широкая галерея-трапезная, окружающая здание понизу с трех сторон. И крыльцо, оформленное изящными резными столбами, спускается от входа, как лестница на небо.

О строительстве Георгиевской церкви сохранилось несколько легенд. Рассказывают, что сам Георгий Победоносец — Егорий Храбрый, как называли его в народе, — явившись строителям, указал место закладки своего храма. И что, пока шло строительство, рыбаки с озера видели сияние над этим возвышенным берегом. Рассказывают и другое: воздвигнуть храм за-думали монахи-черноризцы, пришедшие в эти лесные дебри. Они с молитвой пустили по воде Юксовского озера топорище и долго следили, к какому берегу его прибьет. По промыслу Божию топорище прибило к пригорку на юго-восточном берегу. Там и стали строить.

Поэтому так смиренно-светлы деревья вокруг церкви, так нерушим покой над ее кровлей. Но как хрупка эта красота!

Георгиевской церкви повезло: она сохранилась. Вернее, нам повезло застать ее в живых. Деревянные церкви — они ведь куда живее каменных, они живут как люди, и их разрушение воспринимается как смерть человеческая. Вот по соседству, в деревне Шеменичи, тоже были церкви, целых две, XVI и XVII веков, — обе сгорели во время войны. Другие разрушаются на наших глазах. Но есть и такие, которые и в свои 300-400 лет живут, служат Богу и людям, соединяя земную красоту с небесным светом.