Праздник в Вашем доме в Узбекистане.

Ранней весной, когда раскрываются почки на деревьях и степь покрывается алым ковром цветущих тюльпанов, катится по узбекской земле веселый зеленый «Навруз». Праздник весны, пробуждения природы, знаменующий начало сельских работ. В древности—суровый религиозный обряд, сопровождавшийся поклонением духу умерших, жертвоприношениями, он превратился сегодня в торжество жизни. Соседки вскладчину покупают пшеницу, проращивают ее решают, у кого, на чьем дворе будут готовить традиционный сумаляк. Сумаляк—каша из проросшей пшеницы, с маслом, варится почти сутки, и всю ночь идет гулянье: песни, музыка, танцы. А утром накрывают столы. И за них садится вся махалля—стар и млад. Между прочим, спиртного не подают. А блюда особенные — все со свежей зеленью. И конечно, гвоздь программы: древний сумаляк. отведать который — значит проститься с зимой. В этот день чествуют передовиков, празднуют свадьбы, торжественно отмечают рождение первенцев.

Трудно переоценить воспитательное, я бы даже сказала, общественно-политическое значение подобных праздников, создающих новые формы человеческого общения, взаимопонимания и взаимопомощи в труде и быту.

Мне кажется, самая острая линия борьбы старого и нового всегда проходит в человеческой психологии. Для женщин Востока, помыслы которых традиционно были обращены только к дому, своей семье, очень важным и принципиально новым стало рождение светлого чувства гражданской ответственности, причастности ко всему, что происходит, а жизни, внутренней раскрытости навстречу людям, друг другу.

Праздник в Вашем доме в Узбекистане_001

Совокупность духовных ценностей, накопленных народом, как в зеркале, отражается в традиционных обычаях, обрядах и. конечно, праздниках уходящих порою корнями в далекое прошлое, но не потерявших и сегодня своей свежести и притягательности. А рядом возникают новые, советские, обладающие не меньшей силой эмоционального воздействия. Назову хотя бы полюбившийся ферганцам праздник урожая «Белое золото создают золотые руки» — яркий, красочный, щедрый. Или массовый праздник «Материнская слава», где мы чествуем наших замечательных тружениц, матерей-героинь — их в области более шести с половиной тысяч. Родившись в Фергане, праздник этот подхвачен сегодня всей республикой и год от года становится все теплее, задушевнее все ближе сердцам наших женщин.

У нас при обкоме партии создан координационный совет по атеистической пропаганде, работают комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам при исполкомах местных Советов народных депутатов. Но основная, каждодневная работа, кропотливая, тактичная, ненавязчивая, ложится на женщин. Я тут ничуть не преувеличиваю. На нас, женщинах, держатся традиции дома, семьи, а значит, и общества. Нам их хранить, снимать религиозную и прочую шелуху, наполнять новым содержанием, а если надо — менять.

Есть для всего этого великолепное оружие: общественное мнение, общественный разум, общественная совесть махалли — соседей, жителей одного квартала.

Праздник в Вашем доме в Узбекистане_002

Махалля имени Пушкина в городе Маргилане объединяет около двух тысяч жителей. Во главе женского совета этой махалли — Бувичахон Аспияева. персональная пенсионерка, бывший педагог, у которой в свое время учились чуть ли не все соседские ребятишки. Как высший авторитет, разбирает она семейные споры и конфликты, мирит поссорившихся супругов, утешает обиженных невесток, усмиряет разбушевавшихся свекровей. А то и соберет их вместе, устроит семейный вечер – «Свекровь — тоже мать, невестка — тоже дочь», где вместе ищут пути к взаимопониманию, к добрым родственным отношениям. При махалле создана особая комиссия по праздникам. Если намечается, к примеру, свадьба—комиссия во всем поможет семье. Соседки приготовят угощение, накроют столы, постараются повлиять, чтобы застолье было не слишком пышным, разорительным. Здесь не принято приходить с дорогими подарками. Соберут с соседей понемногу денег, купят молодым самое необходимое—вот и все.

Не секрет, что именно в семьях прячутся порой пережитки, старые религиозные обычаи.

К сожалению, новые семейные обряды, которые сейчас внедряются — торжественная регистрация брака, например, или церемония имя наречения новорожденных — прививаются не так быстро, а главное — прочно, как бы хотелось. Построены дома и комнаты счастья, разработаны сценарии новых ритуалов, но не стали они еще массовыми, не вытеснили многолюдных и многодневных застолий с обильными угощениями и подарками. А кое-кто легко совмещает официальный обряд с его домашним продолжением, успевая в промежутке заглянуть в мечеть, чтобы не обидеть родителей и угодить иным соседям. Любой наш промах, наши недоработки, издержки вкуса, официальщина отталкивающая людей, немедленно используются отдельными представителями духовенства, которые ведут отчаянную борьбу за сохранение религиозного смысла старых семейно-бытовых обрядов, видя в них к же источник доходов.

Праздник в Вашем доме в Узбекистане_003

В нашей республике традиционно, с молоком матери, впитывается глубокое уважение к старшим, почитание их опыта, их житейской мудрости. И это стараемся мы использовать в борьбе нового со старым. Когда за новые обряды ратуют уважаемые, почтенные люди, легче привлечь к ним молодежь. Каковы наставники — таковы и ученики.

Хукумат Джалилову в Ферганском педагогическом знает каждый. Она не ходит — бегает по длинным институтским коридорам, вечно куда-то торопится, зажав под мышкой огромный портфель, из которого при случае с непостижимой легкостью извлекает множество необходимых вещей: вырезки, конспекты, книжки, сценарии вечеров и праздников... Хукумат — старший преподаватель кафедры теории и истории педагогики, член областного женсовета, заместитель председателя городского, бессменный председатель институтского. Педагог, коммунист с большим стажем, человек редкого обаяния и душевности, она легко несет нагрузку, казалось бы, непосильную для одного человека. Вырастила пятерых детей, отличная жена и хозяйка, дома всегда порядок. Она все делает быстро: ходит, говорит, работает. Мне порой кажется, что её часы отсчитывают иное, чем у нас всех, время. Попроси ее сегодня, сейчас поехать на другой конец города, встретиться с женщинами, прочитать лекцию — подумает: нет, в 17 часов не смогу, а вот в 18.10 — пожалуйста. И прибежит минута в минуту.

Праздник в Вашем доме в Узбекистане_004

Уже много лет Хукумат возглавляет институтский клуб девушек. За большую работу по коммунистическому воспитанию студентов, клуб этот по итогам Республиканского смотра удостоен Диплома 1 степени и Почетной грамоты ЦК комсомола Узбекистана. В пединституте учатся более полутора тысяч девушек. Многие приехали из дальних кишлаков, надо им помочь освоиться, привыкнуть к новым условиям. Клуб учит новичков работать с книгой, конспектировать, слушать лекции, следит за кругом чтения, формированием духовных интересов. Советует, как одеваться, причесываться, исподволь внедряет в сознание правила гигиены и рационального питания, здорового образа жизни. Ведь студентки — будущие педагоги, просвета ли, носители не только знания и культуры, но и передовых традиций в быту.

Если, к примеру, мне рассказывают, что в далеком от Ферганы кишлаке появилась молоденькая учительница, которая смело, актив изобретательно воюет с остатками религиозных пережитков — я почти наверняка узнаю «почерк» нашей Хукумат Джалиловой.

Праздник в Вашем доме в Узбекистане_005

Может быть, то, о чем я рассказываю, и что нас беспокоит, покажется свойственным только нашему краю. Но нет! И в других местах старые обычаи без боя не сдаются, прячутся за закрытыми дверями, задернутыми шторами окон. Оглядитесь вокруг! Есть ведь еще и тайные крестины, и складчины «на бутылку», и торжества, превращающиеся в пышные пиршества. Не можем проходить мимо этих явлений. Не имеем права. Мы, женщины, хозяйки быта. Нам преобразовывать его, очищать от пережитков, осколков старого, создавать новые прекрасные традиции человеческого общения.

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор