Sentstory.ru



Сольвычегодск-столица Строгановых

Сольвычегодск - столица Строгановых

Сольвычегодск — город маленький. Три тысячи жителей, деревянные дома, огороды, заборы. Не город, а большое село на берегу реки Вычегды. На окраине его высится необыкновенный храм — высокий, парадный, одетый в яркие, хоть и сильно обветшавшие одежды. Столичный аристократ среди погруженных в мелочные хлопоты мещан. Откуда он взялся здесь, в медвежьем углу Архангельской области? Вот откуда: Сольвычегодск — бывшая столица торгово-промышленной державы Строгановых. Как это свойственно маленьким русским городкам — состоять в ранге «бывшей столицы»!

На заре своего могущества, при Иване Грозном, солепромышленники братья Строгановы основали здесь монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Их потомок Григорий Дмитриевич Строганов — современник и единомышленник Петра I, покровитель искусств, собиратель диковин, словом, человек своего времени — решил на месте деревянного монастырского храма построить новый. И уж так построить, чтобы удивить всех.

Собор начали строить в 1688 году, а закончили в 1693-м — в то самое время, когда в Москве рос шедевр «нарышкинского» барокко, церковь Покрова в Филях, и чуть позже, чем были возведены главные постройки Новодевичьего монастыря. В декоре, да и в композиции этих зданий так много общего, что можно быть уверенным: архитекторов и мастеров (чьи имена, как водится, остались неизвестны) Григорий Дмитриевич выписал из Москвы.

То было время великого переворота в культурном сознании русского мира. От смирения к гордости. От традиций к новшествам. От благочестия к творчеству. Изыски и причуды западноевропейского стиля барокко как нельзя лучше соответствовали беспокойному настроению взбаламученной русской души. Первые опыты новаторской архитектуры осуществлялись в Москве. Но и в провинции очень скоро узнали: строить можно по-новому; даже православные церкви можно (и очень даже интересно) одевать в европейское платье.

Введенский храм, правда, более традиционен, чем его московские ровесники: провинция не любит безоглядных новаций. Высокий четверик, образующий его основной объем, поставлен на подклет и окружен с трех сторон галереей (первоначально открытой, позднее переделанной в крытую) — композиция, обычная для храмовой архитектуры Московской Руси. Однако апсиды, по высоте равные галерее, очень похожи на полукруглые лопасти церкви Покрова в Филях. Округло-ребристые главки на восьмигранных барабанах тоже заставляют вспомнить Фили.

Более всего бросается в глаза белокаменный декор на красно-кирпичных стенах. Колонки, колонны, полуколонны, некоторые из них витые, некоторые покрыты орнаментом в виде виноградной лозы. Фигурные аттики с пирамидками и раковинами. Прямоугольные вставки из цветной майолики. Оконные наличники с фронтончиками. Все это похоже на декор московских нарышкинско-голицынских храмов, но есть одно тонкое отличие. В убранстве сольвычегодского собора более четко выражен архитектурный ордер. Коринфские и ионические капители колонн поддерживают антаблемент, типичный для европейских построек ренессанса и барокко. Правда, ордер выполняет функцию декоративную; в святая святых архитектуры — в конструктивную основу здания — западноевропейский гость еще не допущен.

А вот и конструктивное новшество. Храм с пятью главами и световыми барабанами создан бесстолпным. Его внутреннее пространство едино и не расчленено. На чем же держится пятиглавое навершие? На своде, напоминающем перекрещенные подпружные арки, которые опираются на утолщения стен. Это изобретение, не имеющее аналогов в старом русском зодчестве — тоже знамение времени.

В общем, собор удался на славу. Стоит заехать в Сольвычегодск только для того, чтобы увидеть это ярко-кружевное чудо в обрамлении сурово-невзрачных картин провинциального Севера.



Яндекс.Новости: Главное

Яндекс.Новости: Главное