Ансамбль Александринской площади, Театральной улицы и Чернышовой площади в Петербурге

В основе идеологии классицизма лежит «видение идеального града», убежденность в достижимости некоего градостроительного абсолюта. Если все улицы и площади, все дома, дворцы и храмы выстроить по единому совершенному плану, в одном совершенном стиле — то явится город Солнца. Рим последний и истинный.

Ансамбль-Александринской-площади,-Театральной-улицы-и-Чернышовой-площади-в-Петербурге_001

Карл Иванович Росси пребывал в милости у Александра I и Николая I сравнительно недолго, около 15 лет. Но за это время успел создать в Петербурге величайшие, образцовые архитектурные ансамбли. Елагиноостровский дворец и парк, Михайловский дворец с Михайловской площадью и прилегающими улицами, комплекс зданий Главного штаба, министерств иностранных дел и финансов на Дворцовой площади, Сената и Синода на Сенатской. Но наибольшего размаха его творчество достигло в проекте перестройки двух площадей и соединяющей их улицы. Нынешние их названия — площадь Островского, улица Зодчего Росси, площадь Ломоносова; прежние — Александринская площадь, Театральная улица, Чернышова площадь. В своем реализованном виде (лишь часть задуманного) творение Росси включает в себя семь самостоятельных построек, впечатляет стилевым единством и масштабами.

Ансамбль-Александринской-площади,-Театральной-улицы-и-Чернышовой-площади-в-Петербурге_002

Когда-то огромный участок между Фонтанкой, Невским проспектом и Садовой улицей принадлежал фавориту императрицы Елизаветы Алексею Разумовскому. Дальше по Фонтанке располагались владения другого вельможи — Петра Чернышова. Со временем их имения были распроданы. Часть усадьбы Разумовского с Аничковым дворцом и примыкающим садом перешла в собственность императорской семьи. Другой участок, близ Садовой, был отдан Публичной библиотеке. Между ними появился театр, а вокруг театра — площадь.

Еще во время строительства Главного штаба Росси получил заказ на разработку плана нового театра и прилегающих территорий. К 1832 году им было выстроено здание Александринского театра (названного так в честь императрицы Александры Федоровны). Справа, если стоять лицом к театральному подъезду, появилось новое здание Публичной библиотеки. Слева — одноэтажные павильоны вдоль ограды Аничкова сада. Позади театра была проложена улица, выходящая к Фонтанке у Чернышова моста. Площадь перед мостом спроектирована в виде полукруга и должна была украситься административными зданиями.

Ансамбль-Александринской-площади,-Театральной-улицы-и-Чернышовой-площади-в-Петербурге_003

Но Росси не умел ладить с начальством. В 1832 году из-за какого-то служебного конфликта он подал в отставку — и был уволен в скромном чине надворного советника с грошовым пенсионом.

Центр его грандиозного замысла — Александринский театр. Он похож на кифару, из которой извлекал божественные звуки Аполлон. Колонны коринфского ордера — как струны; над ними на аттике — сам бог искусств: квадрига мчит его вперед, копыта божественных лошадей гремят над площадью. С фасада Публичной библиотеки, где тот же архитектурный ритм повторяет колоннада ионического ордера, на Аполлона взирает Афина Паллада. За зданием театра спрятана самая геометричная улица в мире. Ее ширина — 22 метра; длина двух одинаковых зданий, образующих всю длину обеих ее сторон, — 220 метров; высота зданий от основания до карниза — 22 метра. С 1923 года она носит имя Росси.

По ней мы выходим к площади. Россиевский классицизм растворяется в стилевой разноголосице открывающейся панорамы. Здесь остановилась деятельность строителя города Солнца.

Ансамбль-Александринской-площади,-Театральной-улицы-и-Чернышовой-площади-в-Петербурге_004

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор