Ансамбль Дворцовой площади в Петербурге

Государственный классицизм с его имперским размахом неминуемо тяготел к ансамблевой организации. Его расцвет в первой трети XIX века ознаменовался созданием грандиозных архитектурных комплексов, в первую очередь в Петербурге. Адмиралтейство и Казанский собор — не просто здания, а здания-ансамбли, состоящие из многих компонентов и определяющие облик прилегающих улиц и площадей. Но самое величественное архитектурное целое императорского Петербурга, бесспорно, ансамбль Дворцовой площади.

Надо выйти на ее середину и медленно оглядеться вокруг. На вас обрушится ощущение пространства — огромного, могучего, сжатого как пружина каменным обручем окружающих построек.

Северную границу площади образует фасад Зимнего дворца — пылающий лед или окаменелый огонь: строго симметричный, вытянутый в линию и в то же время динамичный, наполненный игрой света и тени, оживленный изгибами декора и величавым движением скульптур на кровле. Посередине — парадный трехарочный проезд, и над треугольным фронтоном — государственный штандарт на главном флагштоке Российской империи.

Южная граница — полная противоположность северной. Гигантская дуга, образованная двумя громадными зданиями, соединенными широкой Триумфальной аркой. Этот архитектурный комплекс называют зданием Главного штаба, хотя это и неточно: Главный штаб располагался к западу от арки, а восточный корпус до 1918 года делили министерства иностранных дел и финансов.

Когда-то эта сторона площади была застроена разнокалиберными домами. В 1819 году Александр I принял решение объединить постройки «на площади противу Зимнего дворца для приведения оной в правильность». Строительство велось с 1820 по 1829 год по проекту и под руководством Карла Росси. И замысел, и воплощение поражают величием и смелостью. Дугообразно вогнутая линия здания создает ощущение безграничности. Общая протяженность фасада — 580 метров, высота арки — 28 метров, ширина пролета — 17 метров. Под ней Большая Морская улица, подобно реке, вливается в океан Дворцовой площади. Над аркой — шестиконная «Колесница Славы»; по сторонам арки — колонны, лепные украшения в виде воинских доспехов, символы имперского величия.

Между двумя державными символами — «Колесницей Славы» на арке Главного штаба и флагштоком Зимнего дворца — композиционная ось площади: Александровская колонна. Она была воздвигнута в 1834 году как памятник Александру I, как столп и утверждение военных амбиций Российской империи. Идеологический подтекст был хитро задуман императором Николаем I: монумент, поставленный в ознаменование двадцатилетия военного разгрома Франции и вступления русских войск в Париж, создавался по проекту бывшего солдата наполеоновской армии, парижанина Огюста Монферрана. Высота колонны вместе с постаментом, фигурой ангела и крестом на вершине — 47,5 метра: выше Вандомской колонны в Париже и колонны Траяна в Риме. Снова мания имперского величия! Колонна на постаменте ничем не закреплена и держится только благодаря собственной тяжести — как и сама держава наша...

Российскую ширь Дворцовой площади с восточной стороны замыкает здание Штаба гвардии, построенное Александром Брюлловым в 1840- 1843 годах, украшенное лепными штандартами легионов на цокольном этаже и военным строем ионических полуколонн над ними.

На западе пространство площади разомкнуто. Чудится, что полки гвардии уходят маршем туда, в бесконечность. Адмиралтейская башня и купол Исаакиевского собора стоят по сторонам, как фельдмаршалы.