Храм Воскресения Христова на Крови в Петербурге

1 марта 1881 года в послеполуденный час на набережной Екатерининского канала было не особенно людно. Взвод гвардейцев маршировал к Марсову полю; несколько мастеровых и чиновников спешили по делам. Два-три бедно одетых молодых человека слонялись вдоль чугунной ограды. Что они тут делают? Поджидают кого-то?

Раздался громкий топот. Карета с императорским гербом вывернула из-за угла на набережную и понеслась, сопровождаемая казачьим конвоем. Один слонявшийся рванулся в ее сторону и бросил под колеса какой-то сверток. Взрыв потряс окрестность. В рассеивающемся дыму можно было увидеть лежащих на снегу людей, скособочившуюся карету, вышедшего из нее царя — невредимого, хотя и оглушенного взрывом. Царь подошел к злоумышленнику, схваченному уже десятками рук. Что-то спросил, наверное, об имени и звании. Все вокруг были оглушены и потрясены, плохо слышали друг друга, плохо понимали, что происходит. В это время второй молодой человек, дотоле стоявший вцепившись в чугун ограды набережной, сделал несколько быстрых шагов навстречу царю, достал из-под пальто сверток — точь-в-точь такой же — и бросил его с силой оземь. Снова взрыв.

На карманных часах Александра II стрелки остановились: 2 часа 25 минут пополудни. Через полтора часа штандарт над фронтоном Зимнего дворца был спущен. Царь скончался. Царская кровь залила петербургскую мостовую.

Решение о возведении церкви на месте, где пролилась эта кровь, было принято уже 2 марта: на прошение городской думы о постройке часовни новый император Александр III ответил: «Желательно церковь, а не часовню».

За год комиссия рассмотрела 26 конкурсных проектов храма, выбрала победителей... Но все проекты были забракованы царем. Проведен повторный конкурс — и тот же результат.

Наконец Александр III остановил свой выбор на проекте архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Проект был доработан (точнее, переработан) Парландом и окончательно — вержден в 1887 году. Строительство длилось долго. Народных пожертвований, на которые предполагалось строить храм, не хватало. Казна не разрешила помочь. К 1899 году здание было построено, но начались трудоемкие мозаичные работы. Освящен собор Воскресения Христова был 6 августа 1907 года.

Спас на Крови, как стали называть его в народе, — удивительный и парадоксальный памятник. Он стилистически абсолютно чужд Петербургу — и в то же время он является одной из важнейших архитектурных доминант Петербурга. Сейчас невозможно представить панораму Северной столицы без его пестрого, вычурного многоглавия. Он обладает необъяснимым обаянием. В нем все неправильно, все сделано вопреки законам прекрасного, наперекор канонам архитектуры как искусства. Он собран из мелких деталей, рожденных русским зодчеством XVII века и, казалось бы, должен быть подражанием, стилизацией под старину Однако он неповторимо оригинален. Его низ массивен, а навершие легкомысленно; он должен быть неуклюжим — а выглядит, наоборот, стройным. Его цветовая гамма пестра, основу ее составляет темно-красный кирпич; неуемно-множественный рельефный декор создает повсеместную тень. Все это должно делать храм темным, мрачным — а он весел, бодр и вовсе не похож на памятник убиенному.

Он существует и царит вопреки всему, как жизнь, победившая смерть.