Большеохтинский мост в Петербурге

Красный гигант Невской бумагопрядильни должен был бы поглотить, уничтожить ангельское изящество и морозную стать Смольного собора, если бы между ними не пролег Большеохтинский мост. Эта железно-каменная песня врывается в пространство у изгиба Невы — и волшебно примиряет растреллиевское барокко с промышленным прагматизмом. Так возникает перед нашими глазами неповторимый и парадоксальный ансамбль: Невская бумагопрядильня — Смольный собор — простор Невы... И стержневая доминанта — Большеохтинский мост.

Большеохтинский-мост-в-Петербурге_001

Из всех мостов Петербурга он — самый замечательный. Да и вообще трудно найти постройку, в которой более удачно сочетались бы эстетизм, художественная выразительность, инженерная графичность и конструктивный практицизм. Он — ближайший родственник Эйфелевой башни. Он тоже собран из железных конструкций, соединенных заклепками, что создает неповторимый рисунок каркаса и своеобразную пластику металлических поверхностей. Высота Эйфелевой башни — 324 метра, вес металлических конструкций — 7300 тонн. Длина Большеохтинского моста — 335 метров, вес металлоконструкций (не считая противовесов разводного пролета) — 7855 тонн. Родство вполне естественно: отец парижской красавицы Гюстав Эйфель до ее рождения сотворил прекрасный Понте-де-Дона-Мария-Пиа — железнодорожный мост через реку Дору в Португалии, а позднее работал в России. Петербургский брат моложе парижанки на 22 года.

Сейчас без него трудно представить течение Невы. А чуть больше столетия назад в этом месте спускался к воде песчаный берег, действовал лодочный перевоз. Строить мост здесь собирались еще со времен Николая I, но окончательное решение было принято только в 1900 году. Не последнюю роль в этом сыграл мостостроительный опыт, накопленный при строительстве Транссибирской железной дороги. К утверждению плана новой охтинской переправы приложил руку инженер Вячеслав Андреевич Берс (шурин Льва Николаевича Толстого), перед этим строивший на Транссибе мост через Тобол.

Большеохтинский-мост-в-Петербурге_002

Конкурс проектов был проведен в 1901 году и не принес желаемого результата. Из внеконкурсных проектов был выбран один, под девизом «Свобода судоходству». Его авторами оказались военные инженеры полковник Г. Г. Кривошеин и подполковник В. П. Апышков. Проект пришлось дорабатывать — на это ушло более пяти лет. Еще два года утвержденный проект лежал без движения. Строительство началось только в 1909 году. (Продлись процесс согласований еще года три-четыре — не бывать бы тогда Большеохтинскому мосту. Мировая война, потом революция, разруха... Григорий Кривошеин в 1921 году бежал из Советской России в Финляндию.)

Новый мост был открыт 26 октября 1911 года (ровно за шесть лет до того, как тут рядом, в Смольном, будет провозглашена советская власть). Официальное имя — мост Петра Великого. Но в народе его всегда предпочитали называть Большеохтинским.

Большеохтинский-мост-в-Петербурге_003

Мост металлический, трехпролетный. Боковые пролеты длиной по 136 метров и шириной 23,5 метра составлены из сквозных клепаных арочных ферм. Средний пролет — разводной, поворотный, двукрылый; его длина — 48 метров. Средний пролет фланкируют две башни в виде маяков с элементами неороманского стиля, облицованные серым и красным гранитом. В них расположены разводные механизмы. Гранитом облицованы также опоры моста и спуск к Неве у левого берега.

Размах крыльев, стальное кружево. И два каменных брата посередине. Правильно делает Борис Гребенщиков, что поет: «Прекрасный, как Охтинский мост».

Большеохтинский-мост-в-Петербурге_004

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор