Вокзал во Владивостоке

На перроне вокзала во Владивостоке стоит колонна с двуглавым орлом; на постаменте доска с надписью: «Здесь заканчивается великая Транссибирская железнодорожная магистраль. Расстояние от Москвы — 9288 км».

Это действительно если не край света, то край земли Российской. И на этом краю царствует памятник русского зодчества — вот этот самый Владивостокский вокзал.

Вокзал-во-Владивостоке_001

19 мая 1891 года на широкой площадке над берегом тихоокеанского Золотого Рога наблюдалось небывалое для Владивостока скопление народа. В окружении военно-морского конвоя двигалась группа людей в парадных мундирах, шествовало духовенство. В центре — невысокого роста молодой человек с императорскими вензелями на погонах. В нем владивостокцы с любопытством узнавали знакомый по фотографиям образ — наследник престола цесаревич Николай Александрович. Совершился молебен. Прозвучали речи. Цесаревичу подали на серебряном блюде молоточек и мастерок; кто-то из железнодорожных чинов поднес чашку с цементом. Его высочество перекрестился, взял в руки серебряную доску, вложил ее в заготовленную кирпичную нишу и, несколько раз зачерпнув цемент мастерком из чашки, замуровал доску в символическом подобии фундамента. Так состоялась закладка здания самого дальнего вокзала Российской империи.

Вокзал-во-Владивостоке_002

Строительство Транссибирской магистрали только начиналось. Через три года вокзал, построенный по проекту военного инженера П. Е. Базилевского в неорусском стиле, был сдан в эксплуатацию. Еще через 10 лет между Владивостоком и обеими столицами Российской державы было установлено регулярное железнодорожное сообщение. Тут выяснилось, что двухэтажное здание тесновато и недостаточно представительно. Новое здание, включившее в себя часть старого, было построено в 1909-1911 годах. Автор проекта — военный инженер и архитектор Н. В. Коновалов (в некоторых источниках указывают другую фамилию — В. де Плансон).

Основной объем здания вытянут вдоль железнодорожных путей. Перроны тянутся параллельно ему с двух сторон. Главный вестибюль расположен перпендикулярно, на высоте второго этажа. В композиции вокзала очень удачно использован рельеф местности: пути пролегают метров на пять ниже Алеутской улицы, с которой открывается вход в главный вестибюль. Эта разноэтажность в сочетании с перпендикулярным расположением объемов создает живописную неровность, делает здание непредсказуемо-динамичным.

Вокзал-во-Владивостоке_003

Неорусский стиль постройки — тоже средство придать ей асимметричную живость, а заодно напомнить о том, что Дальневосточная земля — теперь тоже Русь и с древней столицей связана неразрывной железнодорожной нитью. Высокая крыша главного вестибюля рифмуется с крышей Ярославского вокзала в Москве, на который прибывают поезда из Владивостока. Правда, в творении дальневосточных зодчих нет безоглядно-смелой пластичности шехтелевского шедевра, зато есть устойчивость, укорененность в осваиваемой почве. Крытые шатрами башнеобразные ризалиты да узкие окна-прорези в верхней, нависающей части стен напоминают о том, что Владивосток — крепость. Изумрудного цвета майоликовое покрытие на стенах южного корпуса говорит о близости моря. Оно и в самом деле видно с балкона, тянущегося вдоль восточного фасада вокзала.

Вокзал-во-Владивостоке_004

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор