Плёс левитановский

Хорош Плёс, и нет ничего приятнее его — по крайней мере, на Волге и, по крайней мере, тогда, когда вам хочется отдохнуть душою и телом, слиться с природой и забыть обо всем неприятном. Крохотный городок, уютные разноцветные домики с резными наличниками на окнах, с мезонинами и палисадниками; ажурная пристань; церковь со стройной колокольней и пятью луковичными главками; улочки, взбегающие от Волги на высокий, холмистый берег.

Место исключительно милое и живописное. Волга здесь течет в своем исконном русле, не искаженном плотинами и водохранилищами. Кругом холмы, поросшие красивыми белыми березами. В осеннюю пору золото этих берез дополняется багрецом ольхи, желто-рыжей гаммой ив, лип, кленов.

И главное — тишина. Теплоход ли прогудит на реке, мотоцикл ли протарахтит по улице — эти звуки только наполняют и оттеняют теплую тишину плесского воздуха.

Плёс открыл Левитан. Открытие состоялось в 1888 году. По весне в компании друзей-художников — Алексея Степанова и Софьи Кувшинниковой — он отправился в путешествие по Оке и Волге. Пейзажисты искали ключ к тайне русской природы. Плёс встретил их ясной погодой, прозрачными красками и так пленил, что они решили пожить в нем неделю-другую. После этого три последующих лета Исаак Ильич Левитан провел в Плёсе, здесь написал около двухсот лирических пейзажей, среди которых — «Тихая обитель», «Свежий ветер», «Ветхий дворик», «После дождя», «Золотой плес»... Чуткая тишина приволжских холмов. Необъяснимая, почти мистическая проникновенность желтоватых дорожек и рощиц, взбегающих по косогорам. Уединенность влажных берегов... Работы Левитана наполнены плесским воздухом. Созданный здесь пейзажный цикл принес Левитану славу лучшего пейзажиста России, а Плёсу — репутацию изысканного дачного места.

В самом центре городка возвышается холм. Одной стороной он круто спускается к Волге, по другому его краю пролегает глубокий овраг. На широкой и плоской его вершине растут прекрасные парковые березы. Когда я был здесь последний раз, под березами кипела работа: велись археологические раскопки. Современный Плёс — городок тишайший, но таким он был не всегда. На этом самом месте по велению московского князя Василия, сына Дмитрия Донского, в 1410 году была заложена маленькая сторожевая крепость. В эти годы московская власть только-только начинала закрепляться на Средней Волге. Нужны были опорные пункты. С вершины плёсского холма, ныне именуемого Соборной горой, течение Волги просматривается прекрасно в обе стороны. Русло здесь изгибается ровной дугой, не разделяется отмелями и островками на протоки. Прекрасный пейзаж — как с художественной, так и с военной точки зрения.

Крепость Плёсо была небольшой. Свое военное значение она стала утрачивать уже через столетие после основания, когда при Василии III границы Московского государства отодвинулись до реки Суры. К XVIII веку от крепости остались только полуразрушенные валы. В конце концов их срыли и высадили на их месте березы. Плёс затих и стал именоваться «заштатным городом Нерехтского уезда Костромской губернии».

Суета, шум и суматоха посетили Плёс, пожалуй, только однажды — в 1984 году, когда Эльдар Рязанов снимал здесь свой знаменитый фильм «Жестокий романс».