Мамаев курган

Есть места священные на все времена.

Мамаев курган — обширный покатый холм над берегом Волги. Среди холмов, господствующих над равнинной местностью в черте города Волгограда, он не самый высокий. В военных сводках 1942-1943 годов он именовался «высотой 102». 102 метра. От береговой линии до его вершины расстояние — километра полтора. С вершины прекрасно виден центр города, Волга, Заволжье.

Над Мамаевым курганом высится грандиозная, 80-метровая статуя Родины-матери с мечом в руках. Под основанием статуи — воинское кладбище. Здесь по окончании Сталинградской битвы были захоронены ее герои. Никто не знает сколько. Много. Очень много. По имеющимся данным, не менее тридцати четырех с половиной тысяч. Это только малая часть погибших в Сталинграде за полгода боев. Они навсегда ушли в землю, пропитанную кровью, перерытую и перепаханную траншеями и воронками, перемолотую войной.

О Сталинградской битве все сказано, и нет смысла повторять общеизвестное. Да, здесь, на склонах этого холма, решалась судьба всего мира. Да, с них, с этих вот склонов, начался обратный отсчет времени великой войны. Здесь было совершено столько подвигов, сколько хватило бы на всю историю человечества, потому что каждый, кто побывал здесь за те семь месяцев, совершил подвиг. Все это так — и не это главное.

Когда с палубы теплохода смотришь на Мамаев курган — вспоминаешь эти «тридцать четыре с половиной тысячи». Каждый из них — человек, такой же, как и я, так же жаждавший жить, мечтавший о счастье, хранивший в себе мысли, чувства, таланты. Каждый из них был убит здесь. Какой памятник достоин этих людей?

После войны стала очевидна нравственная необходимость создания памятника героям Сталинграда. Обсуждались разные проекты, и среди них был такой: оставить Мамаев курган на века в том обличье, которое имел он по окончании боев. Мертвый, как поверхность Луны. Изрытый бомбами, снарядами, минами. Засыпанный осколками, гильзами, пробитыми касками. Заваленный железом — разбитым оружием всех видов, от пистолетов до танков. Той морозной зимой Мамаев курган оставался черным: снег таял, смешиваясь с его раскаленной землей. Следующей весной и еще много весен позже Мамаев курган не зеленел: трава не могла прорасти сквозь сгоревшую, засыпанную железом почву. Потом подсчитали: на каждый квадратный метр этой земли приходилось более тысячи пуль и осколков. А сколько крови?

В 1960-х годах на этом месте был возведен величественный мемориальный комплекс, увенчанный стремительно идущей вперед фигурой женщины с мечом. Мемориал впечатляет, он заставляет помнить о войне, о жертвах, о цене победы. И все-таки жаль, что нынешний человек уже не может увидеть тот курган, прикоснуться к ТОЙ земле, вдохнуть ТОТ воздух.

Проходя по Волге мимо Мамаева кургана, теплоходы гудят.

Строительство мемориала «Героям Сталинградской битвы» началось в 1959 году и завершилось в 1967-м. Главное его сооружение — статуя «Родина-мать зовет!».

Высота фигуры Родины-матери от основания — 52 метра, длина меча, который она сжимает в руке, — 33 метра. Статуя свободно стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на 16-метровом фундаменте. Общий вес сооружения — около 8 тысяч тонн: более 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Внутри жесткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, весом 60 тонн каждый. Внутри статуи — лестницы и технологические помещения. На уровне груди находится комната, в которой крепятся тросы, удерживающие руки статуи. По лестницам можно подняться до уровня макушки фигуры и до рукояти меча.

Автор проекта — Е. В. Вучетич, автор расчетов устойчивости — Н. В. Никитин (он же осуществлял аналогичные расчеты для Останкинской телебашни). На момент создания статуя была самой высокой скульптурой в мире.

К подножию статуи ведут 200 ступеней: столько дней длилась Сталинградская битва. Вдоль подъема с двух сторон тянутся «Стены-руины» — символ боев, разрушений, смерти. Впереди — фигура солдата-защитника; он как будто вырастает из окаменевшей сталинградской земли, закрывая собою Родину-мать.

Ступени приводят на площадь Героев. Отсюда вход в круглое здание — Зал воинской славы. В центре зала — Вечный огонь: рука с факелов поднимается из земли — из той самой земли, в которой лежат кости тысяч защитников Сталинграда. Через круглый проем в крыше видна «Родина-мать», ее голова и плечи, развернутые в страстном движении, меч в ее руке.

Как бы ни упрекали Вучетича в излишней пафосности, в искусственности позы женщины с мечом, образ этот навсегда врезается в память. И весь комплекс на Мамаевом кургане таков: окаменевшая память о миллионах убитых.