Вокруг площади Плебисцита

Неожиданно расплюснутая площадь Плебисцита (piazza del Plebiscite), созданная как парадный фон для Королевского дворца (Palazzo Reale), должна была стать антитезой средневековому хаосу старого города. Вышло скорее неуютно. Во дворце цвета бедра испуганной нимфы так толком никто и не жил (Доменико Фонтана построил его впопыхах к визиту Филиппа III Испанского в самом начале XVII века, но король не приехал; последующие властители бывали там лишь наездами, и все же здание неоднократно переделывалось). Стоящие по периметру, будто в оцеплении, статуи местных монархов от норманнов до объединения Италии получились довольно карикатурными, а колоннада церкви Сан-Франческо-ди-Паола (San Francesco di Paola), обнимающая площадь в подражание берниниевской колоннаде у Сан-Пьетро, выглядит мелковато. Во дворце выставлено какое-то количество достойной живописи (есть даже портрет Пьера Луиджи Фарнезе кисти Тициана), но главный художественный музей Неаполя не здесь, а в Каподимонте. Так что, выпив кофе в «Гамбринусе» или у «Профессора», можно двигаться дальше.

Вокруг площади Плебисцита_001

Например, в сторону оживленного торгового променада — улицы Толедо (via Toledo): одеться в Неаполе можно дешевле, чем в Риме, не говоря уже о Милане. К улице Толедо примыкают Испанские кварталы (Quartieri Spagnoli), выросшие из испанских казарм XVII века. Это хрестоматийные трущобы: узкие улицы, куда не проникает дневной свет, висящее поперек проходов белье, сидящие на завалинках матроны всех цветов кожи. Всякий нормальный итальянец скажет, что забредать сюда неразумно, но в светлое время суток ничего страшного в Испанских кварталах не происходит.

Другой вариант — промчаться над трущобами на фуникулере (линия Centrale), чтобы оказаться на высоком холме Вомеро, у замка Сант-Эльмо (Castel Sant'Elmo) XIV века и барочного монастыря Сан-Мартино (Certosa di San Martino). Тратиться на билет в монастырь стоит главным образом ради парка и оглушительной панорамы залива. Здесь же, в музее Сан-Мартино, показывают коллекцию вертепов.

И еще один эффектный маршрут: стартовав от площади Плебисцита, можно пройти мимо Галереи Умберто I (Galleria Umberto I), младшей сестры роскошной миланской галереи, мимо оперного театра Сан-Карло (Teatro San Carlo), мимо пары бронзовых коней Петра Клодта, полученных здешним королем в подарок от Николая I (они идентичны петербургским, с Аничкова моста), — и очутиться у моря как раз в том месте, откуда уходят паромы на острова.

Вокруг площади Плебисцита_002