Спакканаполи

Главная артерия старого города проложена еще римлянами; местные называют ее Спакканаполи (Spaccanapoli), то есть «рассекающая Неаполь пополам». На карте, однако, такого названия не найти: там фигурирует улица Сан-Бьяджо-деи-Либраи (via San Biagio dei Librai), перетекающая в улицу Бенедетто Кроче (via Benedetto Croce).

Самый колоритный кусок Спакканаполи — в начале: направо и вверх уходит тесная улица Сан-Грегорио-Армено (via San Gregorio Агтепо), где круглый год торгуют деталями рождественских вертепов. Попадаются удивительные вещи — от действующей модели печи для пиццы до фигурок Обамы и Берлускони. Над этим сюром нависает розовая барочная церковь Сан-Грегорио-Армено (San Gregorio Агтепо) с фресками Луки Джордано и раззолоченными органами; при церкви есть монастырь, при монастыре — засаженный лимонами дворик.

Спакканаполи_001

Немного дальше Спакканаполи вливается в площадь Нила (piazzetta del Nilo), славную не только античным изваянием лежащего речного божества по прозвищу «Тело Неаполя» (Corpo di Napoli), но и уличной молельней в честь Диего Марадоны, который для местных настоящий царь и бог: с ним команда «Наполи» выиграла кубок УЕФА и два чемпионата Италии.

Перевести дух можно на площади Сан-Доменико-Маджоре (piazza San Domenico Maggiore), где есть пара приятных кафе, титулованный ресторан Palazzo Petrucci и причудливый обелиск (guglia) в честь избавления от чумы (подобных сооружений на неаполитанских площадях великое множество). Фоном служит суровая зубчатая стена церкви Сан-Доменико-Маджоре (San Domenico Maggiore) XIII-XIV веков: вопреки ожиданиям, это ее апсида, а не фасад (к главному входу надо пробираться по переулку). Внутри сохранились фрески Пьетро Каваллини в капелле Бранкаччо (Cappella Brancaccio) и распятие, которое якобы беседовало с Фомой Аквинским.

Спакканаполи_002

По соседству, в капелле Сансеверо (Cappella Sansevero), показывают отборный неаполитанский макабр. Ключевой экспонат — «Христос под плащаницей» (Cristo Velato) работы Джузеппе Санмартино (1753). Ткань, накинутая на мертвого Христа, так тонка, что просматриваются даже вены на лбу (сделано все из одного куска мрамора). Анатомическое правдоподобие скульптуры породило городскую легенду об алхимике, создавшем вещество, которое даже плоть может превращать в камень. Для самых отважных есть крипта с двумя «анатомическими машинами» — это мумифицированные тела мужчины и женщины с отлично сохранившейся, несмотря на прошедшие два века, кровеносной системой: состав, которым пропитаны препараты, стоил его изобретателю, князю Раймондо ди Сангро, отлучения от церкви.

Однако Неаполь не был бы Неаполем, если бы в трех сотнях метров от этого странного места не оказалось абсолютнейшей идиллии — светлой готической церкви Санта-Кьяра (Santa Chiara) с майоликовым двориком и лимонными деревьями в кадках.

Спакканаполи_003

Воинственный, сложенный из вулканического камня фасад церкви Джезу-Нуово (Gesil Nuovo) замыкает собой Спакканаполи. Интерьер — образец неаполитанского барокко, взбитого в мраморную и порфирную пену.

Свернув за Джезу-Нуово направо, миновав забитую барами и автобусными остановками площадь Данте (piazza Dante) и мельком взглянув на останки эллинской стены, на площади Беллини (piazza Bellini), можно выйти к Национальному археологическому музею (Museo Archeologico Nazionale). На него надо бы отвести полдня, ведь именно здесь хранится большинство находок, сделанных в Геркулануме и Помпеях: на первом этаже — превосходные мозаики, на втором — тончайшей работы фрески. Целая галерея (внизу) посвящена коллекции Фарнезе: это влиятельное семейство полностью контролировало раскопки в термах Каракаллы и в результате заполучило три безусловных скульптурных шедевра Геракла Фарнезе, быка Фарнезе и многогрудую Артемиду Эфесскую. В отдельном зале (он зовется «секретным кабинетом», gabinetto segreto) собрана античная эротика.

Спакканаполи_004