Город Тикси

Сегодня Тикси - важнейший транспортный узел Якутии. Морской порт, расположенный в устье Лены на берегу моря Лаптевых, служит перевалочные пунктом при доставке грузов на материк и при перевозке в бассейны Индигирки и Колымы. Транспортный поток с каждым годом увеличивается, и поселок постепенно возрождается после трудностей 1990-х годов.

Тикси появился на карте 1933 году как один из портов Северного морского пути. Глобальный и очень перспективный проект позволял в месяцы летней навигации (всего их три в году) осуществлять доставку, и транзит грузов в порты Арктики, а оттуда - по рекам в центральную часть Сибири. Таким образом, происходил завоз топлива, оборудования, продовольствия, осуществлялся вывоз леса и природных ископаемых из южных районов.

Город-Тикси-01

Освоение Севера было невозможно без морского пути: качество сухопутных дорог и техники не давало осуществлять грузооборот в необходимом масштабе.

Помимо этого, Севморпуть позволял в разы сократить расстояние при доставке грузов до восточного побережья страны, однако сквозной проход вдоль северной границы России был очень опасным и рискованным предприятием - до изобретения атомных ледоколов такой маршрут использовался не очень активно.

Будьте готовы

Даже летом в Тикси возможны заморозки, поэтому без теплой одежды не обойтись. Из-за близости моря зимняя температура редко опускается ниже -40 °С, но это «компенсируется» постоянными сильными ветрами.

Когда «пуржит», школьники каждое утро ждут штормового пред-упреждения по местному радио. Занятия отменяются у разных классов в зависимости от силы ветра и, соответственно, веса ученика. В среднем, для отмены занятий сила ветра должна достигать 20 м/с.

Вплоть до середины XX века Тикси быстро развивался, вскоре он стал поселком городского типа, но статус города так и не получил. До необходимого двенадцатитысячного барьера недоставало нескольких сотен жителей, но в девяностые годы численность местного населения начала сокращаться и уменьшилась почти наполовину. Во многом упадок был связан с развитием технического прогресса - с появлением атомных ледоколов отпала необходимость останавливаться по ходу движения, и транспортный поток пошел мимо поселка.

Поселок делится на три части: Тикси-1 - собственно населенный пункт, в котором проживает основная часть населения, Тикси-2 - аэропорт, расположенный в 6 километрах от поселка, и Тикси-3 - военная часть. Аэропорт имеет двойное назначение: кроме приема гражданских рейсов он служит базой военной авиации, в том числе стратегических бомбардировщиков. Этот аэропорт - самые северные воздушные ворота Якутии, принимающие гражданскую авиацию. Ранее в нескольких километрах от Тикси был еще один аэродром - техника трамбовала снег, и взлетно- посадочная полоса также могла принимать военную авиацию.

Город-Тикси-02

Находясь в Тикси, обязательно посетите Музей изобразительного искусства и культуры Арктики. В 1975 году комиссия по культурному шефству над речным и морским флотом при Союзе художников СССР провела на Лене фестиваль изобразительного искусства «Художники - флоту». В творческой группе фестиваля принимали участие 24 художника из 12 союзных республик СССР и различных городов России. Группа работала в Якутске, затея прошла на теплоходе по Лене до Тикси. Отсюда художник, на судах СВУМФ ушли в рейсы на Хатангу, в Усть-Оленек, Нижнеянск, на Колыму. По итогам работы в клубе «Моряк поселка Тикси была организована отчетная выставка фестиваля. Тогда же в среде организаторов фестиваля возникла идея об открытии «малой» «Третьяковки» в Тикси и были переданы в дар союзами художников СССР, РСФСР и Якутии более ста произведена живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства Музей поселка Тикси является самой северной художественной коллекцией. В коллекции тиксинского музея много работ ведущих художников союзных и автономных республик. Помимо этого, в фондах музея содержится большая коллекция якутской графики.

Как добраться

Чтобы попасть в Тикси, вам нужно иметь специальное разрешение на посещение органиченной зоны. Это разрешение оформляется заранее в пограничной службе Федеральной службы безопасности. Без него находиться на территории поселка запрещено. Попасть в Тикси можно тремя способами - самолетом, теплоходом и по автозимнику, однако все варианты не очень надежны.

Авиасообщение осуществляется регулярно, но весной и зимой есть риск попасть в пургу и прождать неделю, пока погода позволит лететь. Есть рейсы в Якутск, иногда бывают рейсы в Москву. На теплоход полностью положиться тоже нельзя: летняя навигация длится всего три месяца, поэтому достать билеты не всегда удается - очень большой спрос. Надеяться на автотранспорт тоже не стоит - проехать по зимнику без приключений можно только в колонне полноприводных «Уралов» или КамАЗов.

В Тикси находится визит-центр Усть-Ленского заповедника, который раскинулся северо-западнее поселка. Возможно, он окажется стартовой точкой вашего путешествия по обширному и богатому флорой и фауной заповеднику в дельте реки Лены.

Любителям космических загадок стоит заглянуть в Полярную геокосмофизическую обсерваторию «Тикси». Наблюдения оптических явлений в верхней атмосфере были начаты в Якутии в 1957 году. В это время на материковой части и прилегающих островах Ледовитого океана (в Тикси, Жиганске, Казачьем, Верхоянске, на острове Шалаурово, острове Котельный, в Алдане и Якутске) была организована сеть станций патрульного наблюдения полярного сияния, входящая в состав международного комплекса. Помимо патрульных наблюдений сияния, велись спектральные, радиолокационные измерения, регистрация других явлений электромагнитного комплекса, связанных с сиянием.

Город-Тикси-03

Первая научная экспедиция в составе начальника Н. П. Чиркова, радиотехника В. С. Мержевича и лаборанта М. И. Тимофеева в 1957 году доставила в Тикси ионизационную камеру ACK-2 для регистрации космических лучей, телескоп на счетчиках Гейгера и всевозможную измерительную аппаратуру. Доставку грузов и специалистов осуществлял теплоход «Механик Кулибин», который курсирует по маршруту Якутск - Тикси до сих пор. В настоящее время обсерватория - крупное подразделение Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера. В 2011 году была сформирована Лаборатория магнитосферно-ионосферных исследований (ЛМИИ) ИКФиА СО РАН, основными научными направлениями которой являются исследование вариаций магнитного поля Земли в широком диапазоне частот и изучение ионизированной части верхней атмосферы (ионосферы) радиофизическими методами измерения.

Как мы уже отметили, теплоход «Механик Кулибин» до сих пор совершает рейсы, в том числе туристические, из Якутска в Тикси (маршрут туда-обратно занимает 9 дней). В промежутках он делает короткие - двух- или трехдневные - рейсы до Ленских столбов: стоимость такого мини-круиза составляет от 3 до 5 тысяч рублей. «Механик Кулибин» - это двухпалубное пассажирское судно с каютами на одного, двух, четырех, шестерых или восемь пассажиров; на каждой палубе есть туалет и душевые кабины. Теплоход был построен в Германии на заводе Warnowwerft Warnemuende в период с 1953 по 1955 год. Это один из самых старых теплоходов, эксплуатирующийся в устье Лены, однако судно до сих пор может дать фору своим молодым собратьям - немецкая техника работает как часы. Среди местных жителей «Механик Кулибин» известен также как «Беленький». Названо судно в честь Ивана Петровича Кулибина. (1735-1818), российского механика-самоучки.

Что привезти?

Гордость Булунского улуса - очень вкусная рыба, которая в изобилии водится в обширном устье Лены. 3дешние чир, муксун, ряпушка и нельма пользуются большим спросом и в Якутске, и в Москве.

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор