Море Лаптевых

Если двигаться по Северному морскому пути на восток, то, преодолев Баренцево и Карское моря, за островами Северная Земля мореплаватели могут увидеть чистую воду. После загроможденного торосами Карского моря это кажется невероятным, но тем не менее это так — перед вами море Лаптевых.

Море-Лаптевых-01

Однако не думайте, что оно всегда такое приветливое. Такую перемену за последние два десятилетия ученые объясняют глобальным потеплением и географическим положением этого региона Северного Ледовитого океана, отгороженного с запада полуостровом Таймыр, а с востока Новосибирскими островами. К тому же, большой приток втекающих рек Хатанга, Анабар, Оленек, Лена и Яна также способствуют накоплению относительно теплой воды в море Лаптевых. Впрочем, в холодные годы это море тоже бывает покрыто сплошным ледяным панцирем, и морозы здесь стоят до минус 35 градусов Цельсия; бывали случаи, когда здесь царили и пятидесятиградусные морозы.

Так, в частности, бывало в те времена, когда первооткрыватели этого моря, именами которых оно и названо, двоюродные братья Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы, добирались сюда по Лене из Якутска. Тогда, впрочем, это море называлось Сибирским, или Окраинным.

Море-Лаптевых-02

Начало Великой Северной экспедиции, как известно, Положил Петр 1 в начале XVIII века. Две экспедиции под руководством командора Витуса Беринга начали изучение побережья от Югорского Шара до Камчатки.

Один из исследовательских отрядов возглавлял лейтенант Петр Ласиниус. С командой в 50 человек на двухмачтовом палубном боте «Иркутск» он вышел из Якутска, дошел до устья Лены и в открытом море 20 августа 1735 года взял курс на восток. Однако, уже через несколько дней, бот остановился в устье реки Хараулах, будучи заморожен во льдах.

Море-Лаптевых-03

Во время зимовки началась цинга и 42 человека, в том числе и сам Ласиниус, погибли. Уцелели только 9 членов команды. Для их спасения командор Беринг послал специально группу, во главе со штурманом Щербининым, которая и доставила оставшихся в живых в Якутск.

После такой неудачи командор Беринг назначил командиром «Иркутска» лейтенанта Дмитрия Лаптева. Дмитрий и его двоюродный брат Харитон начали морскую службу в 1718 году гардемаринами. Однако, к началу Великой Северной экспедиции, Дмитрий был уже опытным мореходом. Получив приказ Беринга, он набрал в команду лучших матросов и на небольших лодках по Лене добрался до устья реки Хараулах, где находился брошенный «Иркутск». Восстановив бот, Лаптев привел его в дельту Лены. Там судно загрузили припасами, и 22 августа 1736 года «Иркутск» взял курс на восток.

Море-Лаптевых-04

Но через четверо суток «Иркутск» опять-таки уперся в ледовые поля. Чтобы не погубить команду, Лаптев вернулся на Лену и зазимовал в районе Булуна. Учтя печальный опыт Ласиниуса, он предпринял все, что бы сберечь экипаж «Иркутска». Так, чтобы уберечь матросов от цинги, Лаптев заставлял их пить отвар из кедровых шишек и есть мороженую сырую рыбу по примеру местных жителей. В итоге за зиму погиб только один человек.

Летом 1737 года Лаптев на «Иркутске» вернулся назад в Якутск, где узнал о трагической судьбе команды Прончищева. Его экспедиция обследовала все устье Лены, а также восточное побережье Таймыра: берега, глубины вод, заливы. И все это было нанесено на карту. Но севернее 77° из-за сплошных льдов им продвинуться не удалось. Было принято решение вернуться, но на обратном пути сам Василий Прончищев и участвовавшая в походе его жена Татьяна умерли от цинги. Оставшиеся в живых члены отряда похоронили чету Прончищевых в поселке Усть-Оленек.

После еще одной зимовки штурман Семен Челюскин, взявший на себя командование экипажем, привел корабль с уцелевшей командой в Якутск.

Море-Лаптевых-05

В свете этих трагических событий, чтобы получить разрешение на дальнейшие исследования, Дмитрий Лаптев отправился в Петербург на лошадях. За время путешествия он тщательно обдумал причины неудач и прибыл в Адмиралтейств-коллегию с четким планом действий. Доклад был оценен по достоинству, и Лаптев получил разрешение продолжить работу экспедиции.

По ходатайству Дмитрия командиром на «Якутск» был назначен его двоюродный брат Харитон. В марте 1738 года Лаптевы, получив все необходимое снаряжение и продовольствие, отправились в Якутск. Прибыв на место, они привели в порядок свои суда, отработали планы экспедиции, провели подготовку.

На следующее лето, 18 июня 1739 года, Дмитрий Лаптев на «Иркутске» с командой 35 человек отправился в плавание. Пройдя тяжелый путь до устья реки Индигирки, экспедиция остановилась на зимовку.

Однако, по весне выяснилось: чтобы выйти на чистую воду, нужно прорубить в ледовом поле канал длиною в милю. Мало того, выйдя в море, корабль тут же попал в шторм и был выброшен на мель. Ценою огромных усилий, разгрузив судно и сняв мачты, экипажу удалось сняться с мели и продолжить путь на восток.

Часть команды была отправлена пешком для исследования берегов к реке Колыме. Вторую зимовку экспедиция провела в Нижнеколымске. Летом 1741 года Дмитрий Лаптев в третий раз предпринял попытку пройти морем на восток от Колымы. Но у мыса Баранова его снова встретили непроходимые льды, и экспедиция вынуждена была вернуться в Нижнеколымск.

Тогда Лаптев на собачьих упряжках направился в Анадырский острог, где произвел тщательную опись бассейна реки Анадырь.

Море-Лаптевых-06

Закончив работы, осенью 1742 года он прибыл в Петербург с докладом. Больше на Север Д.Я. Лаптев не возвращался, продолжал службу на флоте. В 1762 году он вышел в отставку в звании вице-адмирала.

Судьба же Харитона Лаптева сложилась так. Зная из рассказов брата о трудностях плавания в Северном море, прибыв в Якутск, он основательно подготовился к предстоящей экспедиции. Доукомплектовав команду лейтенанта Прончищева наиболее опытными матросами, он, в конце июля 1738 года, на «Якутске» взял курс на север. Он обследовал бухты Таймыра, Хатангскую губу, а на выходе из нее был открыт и занесен на карту остров Преображения.

Море-Лаптевых-07

На зимовку команда встала в Хатангской губе, в устье реки Блудной. На берегу команда соорудила из плавника небольшой дом, в котором благополучно и перезимовали. По весне, оставив запасы продовольствия и снаряжения на зимовке, Харитон Лаптев отправил часть команды посуху для дальнейшего исследования Таймыра. А сам с оставшейся частью команды, сразу по вскрытии льда, еще раз попытался обойти полуостров с севера. Однако, вскоре судно было намертво зажато и раздавлено льдами.

На зимовку пришлось возвращаться пешком по ледяным торосам. В пути потеряли четырех человек, которые не вынесли тяжестей перехода, но оставшиеся все же добрались к зимовью.

Здесь и провели еще одну зиму. Весной 1741 года экспедиция Харитона Лаптева, не имея корабля, продолжила исследования полуострова Таймыр по суше. Разбившись на три отряда, исследователи сумели завершить обследование побережья Таймыра, составить подробную карту.

Море-Лаптевых-08

Кстати, одной из групп руководил Семен Челюскин, позднее продолживший исследования Арктики.

Закончив работу, Харитон Лаптев и Семен Челюскин на собаках добрались до Туруханска на реке Енисей. В Туруханске Лаптев и Челюскин провели зиму. Но время даром не теряли. За эту зиму они привели в порядок записи и нанесли полученные сведения на карту.

По окончании экспедиции Харитон Прокопьевич Лаптев вернулся в Петербург, где продолжил службу на флоте. Вышел в отставку он в чине капитана 1-го ранга.

В 1913 году Русское географическое общество предложило в честь первооткрывателей назвать обследованный море регион морем Лаптевых. Это название было признано всеми странами.

Море-Лаптевых-09

Само же море Лаптевых для России в настоящее время играет очень большую роль в транспортной системе Средней Сибири. Отсюда по всему свету идут корабли, груженные сибирским лесом и другими богатствами этого края. Кроме того, в море Лаптевых обнаружены богатые запасы нефти и газа. Поскольку акватория достаточно мелководна, добычу полезных ископаемых вполне можно осуществлять с насыпных островов, что может значительно удешевить себестоимость полезных ископаемых.

К тому же, море Лаптевых расположено в самом центре Северного морского пути, что дает большое преимущество для транспортировки. Словом, за этим регионом большое будущее.

Море-Лаптевых-10

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор