«КОБРЫ» ЛЕТЯТ К ФРОНТУ

Более чем полвека сокращение «Алсиб» считалось чуть ли не запретным, а любое упоминание о перелетах по секретной воздушной трассе «Аляска — Сибирь» («АлСиб») считалось нежелательным. Лишь когда в память об этой трассе мужества и героизма, по которой летчики перегоняли к фронту самолеты, поставляемые в СССР из США, в Москве был создан музей, на эту тему заговорили более раскованно.

А 27 октября 2012 года в музее «Союзники и ленд-лиз» прошло заседание «круглого стола», организованного межрегиональной общественной организацией «Союзничество», по случаю 70-летия трассы «Аляска — Сибирь». Участники встречи — ветераны «АлСиба», их сыновья и дочери, писатели и журналисты — в первую очередь поблагодарили президента Русского географического общества (РГО) генерала армии, Героя России С.К. Шойгу за фильм, который был создан и показан к юбилею трассы по телеканалу «Россия-1».

Лента «“АлСиб” — секретная трасса ленд-лиза» продемонстрировала, как по маршруту протяженностью более 10 тысяч километров через Канаду, Аляску и Сибирь к фронту перегонялись тысячи боевых машин. Сначала с заводов США американские летчики и летчицы прилетали на авиабазу Лэдд-Филд (Аляска). Далее новенькие самолеты перебрасывались уже советскими летчиками 1 -го Перегоночного авиаполка по маршруту Фэрбенкс — Ном через Берингов пролив в Уэлькаль(Чукотка) на Красноярскую воздушную трассу ВВС Красной армии. После этого самолеты перегонялись эстафетным методом четырьмя перегоночными полками в Красноярск и далее, к фронту. Маршрут был долгим и сложным. Но иной дороги тогда не было.

Началось же все с того, что 21 сентября 1942 года на аэродроме Лэдд-Филд возле города Фэрбенкс на Аляске приземлились четыре советских транспортника ПС-84 и лидер группы — бомбардировщик В-25 «Митчелл», который пилотировал командир 1-й Перегоночной авиадивизии (ПАД), известный полярный летчик полковник И. П. Мазурук. Экипажи доставили в США летно-технический состав 1 -го Перегоночного авиа полка (ПАП) и 11 летчиков из истребительных эскадрилий 2-го ПАП.

Прибывшим в самый северный американский штат советским летчикам и техникам предстояло открыть новую трассу поставки авиатехники из США в СССР. Их первой задачей была приемка, подготовка к полету и перегонка на Чукотку 14 бомбардировщиков А-20В, принятых военной приемкой Импортного управления (ВП ИУ) ВВС КА 14 сентября и 28 истребителей Р-40К, принятых 27 сентября.

Задача была не такой уж простой, как может показаться на первый взгляд. Начать хотя бы с того, что в США была принята не метрическая система отсчета, а дюймовая. Так что высоту и прочие параметры полета приборы показывали в футах, которые летчикам приходилось в уме пересчитывать на привычные нам метры.

Была также несколько иной и техника пилотирования. Плюс к тому сложная трасса полета и порой непредсказуемые метеоусловия.

В общем, не обошлось и без жертв — на перегонах сложили головы 115 летчиков,

По окончании войны тема перегона самолетов из США в СССР была вроде бы не запрещена, но отнесена к разряду нежелательных. По официальной версий, объем иностранных военных поставок по ленд-лизу составлял всего 4 % от общего объёма военного снаряжения, произведенного в СССР.

Однако эта цифра не вяжется с реальным положением дел. Известно, что в СССР за годы войны было произведено 100 тысяч военных самолетов. Еще по ленд-лизу мы получили 18 297 (так что это примерно 20 %, а не 4 %) в самый тяжелый начальный период войны, когда советская авиация несла огромные потери, а эвакуированные вглубь страны авиазаводы только восстанавливали производство.

Кстати, именно на американской «Аэрокобре» трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин сбил 59 немецких самолетов. И в битве за Сталинград американские истребители сыграли заметную роль в завершении окружения и ликвидации 300-тысячной армии фельдмаршала Ф.Паулюса. А бомбардировщики А-20 «Бостон» после небольшой реконструкции бомбового отсека и торпедных захватов стали грозными для немецкого флота торпедоносцами.

По трассе Аляска—Сибирь с октября 1942 по октябрь 1945 года только пилоты 1-й Перегоночной Краснознаменной авиадивизии перегнали 8094 самолета. Всего же за годы войны союзники поставили в СССР, как уже было сказано, около 20 тысяч военных самолетов разных типов, включая Р-39 «Аэрокобра», А-20 «Бостон», В-25 «Митчелл», Р-40 «Киттихок», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт», учебно-тренировочный АТ-6 «Тексан», транспортные С-47 и С-46, истребители «Спитфайер», «Харрикейн», «Томагавк», летающие лодки «Каталина».

Причем последний вариант «Каталины» PBY-6A оснащался трехколесным убирающимся шасси, что позволяло самолету взлетать как с воды так и с суши. Кроме того, машина была оснащена новейшими средствами связи и навигации, бортовым радиолокатором и радиопеленгатором, это значительно расширяло возможности боевого применения. Большое удивление советских пилотов вызвала возможность флюгирования воздушных винтов в полете, чего не было на советских самолетах, а также наличие автопилотов, которыми отечественные самолеты не оснащались. На бомбардировщики А-20 также ставили сверхсекретные прицелы ночного видения «Норден». Американцы в начале войны отказывались поставлять их даже союзной Великобритании. Однако подполковнику Максиму Чибисову удалось договориться с руководством фирмы «Дуглас», поставляющей прицелы, и запрет был снят.

Кроме авиационной и бронетанковой техники, за годы войны в Советский Союз было поставлено 1980 локомотивов, 11 155 товарных вагонов, 375 883 грузовые машины, 8070 тракторов, 15 млн пар обуви. Предвзятое отношение к союзникам и ленд-лизу изменилось после поездки во Францию президента России Владимира Путина на празднование 60-летней годовщины открытия второго фронта в Нормандии (операция «Оверлорд») 6 июня 2004 года. В своей речи он произнес такую фразу: «Значение Советского Союза в победе оспорить невозможно. Но мы не будем принижать роль и значение наших союзников в борьбе с фашизмом». А на очередном международном авиакосмическом салоне. МАКС-2015 демонстрировались два «Дугласа», в свое время участвовавшие операциях «АлСиба» и ныне подаренных нам американцами.