Sentstory.ru



Арктический след "Энигмы"

АРКТИЧЕСКИЙ СЛЕД «ЭНИГМЫ».

«Энигма» в переводе с древнегреческого означает «загадка». Так называлась одна из самых знаменитых шифровальных машин времен Второй мировой войны.

В Германии всегда уделяли повышенное внимание вопросам шифровки и дешифровки. Так, еще в начале 1919 года в германском министерстве иностранных дел была создана криптоаналитическая спецслужба — так называемое отделение «Z». Ее возглавил молодой армейский офицер, ранее служивший в отделе радиоперехвата кайзеровской армии Курт Зелхов.

С началом Второй мировой войны деятельность службы «Z» активизировалась еще больше. Специалистов не хватало, и дело дошло до того, что нацисты стали даже делать исключения, принимая на секретную службу людей «неарийского» происхождения. Так, Людвиг Дойбнер, еще в Первую мировую войну читавший русские военные шифротелеграммы, за успехи в дешифровании был отмечен званием «почетного арийца». И его сына Оттфрида, наполовину еврея, в память о заслугах отца тоже взяли на работу в службу «Z».

Впрочем, эта служба была отнюдь не единственной в своем роде. В 1933 году, через несколько недель после того как Гитлер назначил Германа Геринга министром авиации, бывший воздушный ас создал при министерстве авиации специальный отдел для осуществления широкого радиоперехвата. Создатель назвал свое детище «Исследовательским отделом», но основная работа этого отдела была своеобразной. Его сотрудники не только прослушивали радиоэфир, но и подслушивали телефонные разговоры, читали чужие письма, а также дешифровали криптограммы.

До марта 1942 года на главенство Геринга над «Исследовательским отделом» никто не претендовал, но неожиданно его работой заинтересовался лично министр внутренних дел и шеф тайной полиции Третьего рейха рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. И после двухлетней борьбы в 1944 году «Исследовательский отдел» перешел в его непосредственное подчинение.

Каждая из секретных структур Третьего рейха постоянно использовала в своей работе любопытное устройство для автоматического шифрования своих сообщений. Его создал немецкий изобретатель Артур Шербиус — один из владельцев фирмы «Шербиус и Риттер», которая в период между двумя мировыми войнами принимала участие в разработке различных механизмов и устройств для германской промышленности. Именно он назвал свое создание «Энигма».

Суть же его работы была такова. Оператор нажимал на клавиши, словно на пишущей машинке. При этом замыкалась электрическая цепь, состоявшая из коммутационной панели, трех дисков и рефлектора. В итоге вместо буквы в эфир посылалась некая секретная комбинация знаков.

«Загадку» Шербиуса стали широко рекламировать германские пресса и радио, о ней было рассказано в учебнике директора Криминологического института австрийской полиции доктора Зигфрида Тюркеля. Однако из-за высокой стоимости новинки дела у ее создателя поначалу шли неважно.

Лишь в 1925 году Шербиус смог убедить высокое начальство в полезности новинки и приступил к массовому производству своего любимого детища. «Энигма» стала поступать во все спецслужбы и германские штабы. А с началом Второй мировой войны уже ни одна из морских и воздушных операций в Северной Атлантике и арктических морях не обходилась без использования данного устройства.

В первую очередь с помощью «Энигмы» шифровались метеопрогнозы. Дело в том, что успешность боевых действий на море и над морем во многом зависела от точности прогнозов погоды. Эти данные приобрели важность роль оружия особого рода, ради владения которым нацисты раскинули широкую сеть метеопостов.

Метеоавтоматы ставились на безлюдном побережье, метеорологов стали брать на борт рыбацких судов и даже субмарин. Так, скажем, рыболовный траулер «Заксен» весной 1941 года провел успешную ледовую разведку в Датском проливе, обеспечившую поход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген».

Поначалу британцы никак не могли расшифровать передаваемые немцами сообщения. Однако 26 апреля 1940 года дозорный английский эсминец «Грифон» обнаружил у побережья Норвегии находящееся на промысле голландское рыболовецкое судно «Поларис». Судно выглядело совершенно безобидно, однако когда под прикрытием артиллерийских орудий досмотровая группа англичан на вельботе приблизилась к стоящему без хода «Поларису», то ее командир обнаружил на его корме замаскированный пулемет, а также два уже разряженных торпедных аппарата, прикрытые рыбацкими сетями.

Оказалось, что англичане захватили гитлеровское судно-ловушку С-26, которое действовало против английских подлодок и дозорных судов. Капитан С-26 не решился затопить свое судно, но успел выбросить за борт две сумки с секретными документами. Одна из них камнем ушла на дно, но другая осталась на плаву и была вытащена английскими матросами. В поднятой сумке удалось найти достаточно документов и устройств, чтобы прочитать перехваченные немецкие шифровки за 22—27 апреля 1940 года.

Позднее англичанам удалось захватить еще несколько подобных судов. На борту одного из них была обнаружена и сама машина, в результате чего тайна «Энигмы» была полностью раскрыта со всеми разновидностями ее шифров. А это, в свою очередь, привело к успеху одной из самых громких операций Королевского флота, которая закончилась потоплением линкора «Бисмарк».

О том, что линейный корабль «Бисмарк» вышел в море, английские радио разведчики узнали из перехваченной шифровки люфтваффе, в которой некий старший офицер запросил Берлин о местонахождении линкора, на котором проходил службу его сын. В ответ ему было сообщено, что «Бисмарк» следует в военно-морскую базу Брест.

На перехват «Бисмарка» вышли 2 однотипных английских линкора «Кинг Джордж V» и «Принс оф Уэльс», а также гордость Королевских ВМС линейный крейсер «Худ». Около 6 часов утра 24 мая начался бой, который поначалу не задался англичанам. Уже вторым залпом «Бисмарк» накрыл линкор «Худ», и через несколько минут тот взорвался. Из более чем 1000 моряков экипажа английского линейного крейсера спаслись только 3 человека.

Однако английская эскадра продолжила преследование гитлеровских кораблей. Вечером неожиданно для англичан немецкие корабли разделились: «Бисмарк» повернул в сторону британской эскадры и быстро скрылся в снежном заряде, а «Принц Ойген» пошел на юго-запад.

Для поиска гитлеровского линкора были подняты английские гидросамолеты, которые сначала обнаружили врага, а затем навели на него торпедоносцы с авианосца «Арк Ройял». Вечером 26 мая те провели первую атаку, которая не принесла ожидаемого успеха.

И только после повторной атаки «Бисмарк» был вынужден снизить ход до «малого».

Отряд английских линкоров нагнал его около 9 часов утра 27 мая. Разгорелся ожесточенный бой. Через час после его начала вся артиллерия главного калибра гитлеровского океанского гиганта была выведена из строя, и лишь противоминные пушки еще 10 минут продолжали вести огонь. После того как они замолчали, британские линкоры стали расстреливать врага, как учебную мишень. А когда они атаковали «Бисмарк» торпедами, германский линкор перевернулся через левый борт и затонул. Из 2000 человек немецкой команды спаслось не более сотни.



Яндекс.Новости: Главное

Яндекс.Новости: Главное