Виченца

75 км от Венеции

Половину Виченцы (Vicenza) построили венецианцы, прибравшие город к рукам в самом начале XV века; вторая половина на счету Андреа Палладио (1508-1580) — зодчего, который придумал классицизм и несет ответственность за большую часть общественных зданий планеты, от Белого дома в Вашингтоне до театра в шахтерском городке Прокопьевске. Профессию архитектора этот человек приобрел в почти преклонном по ренессансным меркам возрасте, — в тридцать лет. Прежде чем попасться на глаза графу Триссино из Виченцы, он был известен как Андреа ди Пьетро, сын падуанского мельника и подмастерье скульптора. Граф придумал своему протеже псевдоним (в честь античной статуи Афины Паллады) и командировал его в Рим изучать классику. Новоявленный зодчий довольно быстро сделался моднейшим автором дворцов и вилл, наплодил их вокруг Виченцы около трех десятков (не все сумев довести до конца), выпустил трактат «Четыре книги об архитектуре», ставший библией последователей, а под конец жизни дослужился до главного архитектора Венеции (там его именем подписаны церкви Иль-Реденторе и Сан-Джорджо-Маджоре). Ради палладиевских работ в Виченцу и стоит ехать.

Виченца_001

Почти все самое интересное в городе выстроилось вдоль пешеходного проспекта Палладио (corso Andrea Palladio), который ударно начинается с двух его же зданий. Одно из них — уставленное скульптурами палаццо Кьерикати (Palazzo Cbiericati), где находится художественный музей (кроме обязательных для этих мест Тьеполо, Веронезе и Тинторетто в коллекции есть Ван Дейк и Мемлинг). Другое — Олимпийский театр (Teatro Olimpico), первая крытая сцена, сооруженная в Европе после развала Римской империи. Внутри это удивительный гибрид античного театра и триумфальной арки; от деревянного задника, установленного учеником Палладио Винченцо Скамоцци, расходятся в перспективу макеты улиц. Вся конструкция сохранилась в неизменном виде, на ее фоне играют спектакли, но только весной и осенью: кондиционеров и отопления хрупкая древесина не выдержит.

Заканчивается проспект опять же палладиевской постройкой: на площади Кастелло (piazza del Castello) виднеется неуклюже-узкое палаццо Порто-Бреганце (Palazzo Porto Breganze). По загадочным причинам проект был реализован лишь фрагментарно, от силы на четверть.

Виченца_002

Отклонившись от основной оси, можно вырулить к церкви Санта-Корона (Santa Corona) XIII века с «Крещением Христа» Беллини и «Поклонением волхвов» Веронезе, также к базилике Палладиана (Basilica Palladiana) на площади Синьори (piazza dei Signori). Когда-то здесь была ратуша, но она развалилась, и городские власти после долгих сомнений доверили восстановительные работы Палладио. Возведенные им беломраморные аркады по сути не что иное, как защитная оболочка, замена строительных лесов: за ними скрывается прежнее готическое тело. Никаких религиозных церемоний внутри, кстати, не пронодили: название отсылает к Древнему Риму, где в базиликах судились и торговались.

Центр Виченцы очень компактный, запутаться в улицах (они называются contra) не удастся, все сколько-нибудь важные здания встанут на пути сами собой. Сложнее, если вы путешествуете без машины, будет добраться до загородных вилл Палладио, которые так сильно аукнулись в Петербурге и Москве. На автобусе №8 от остановки «Viale Roma» у площади Кастелло можно приблизиться к главному хиту— вилле Ротонда (La Rotonda, Villa Almerico Capra). Здесь архитектор создал совершенно новую породу зданий, водрузив купол на светскую — более того, частную — постройку. Строго симметричная вилла с четырех сторон украшена портиками и напоминает античный храм, филигранно вписанный в пейзаж.

Виченца_003

По дороге к Ротонде можно осмотреть виллу Вальморана-аи-Нани (Villa Valmorana ai Nani). Строил ее, правда, не Палладио (здание более позднее, XVII-XVIII веков), зато внутри сохранились росписи Тьеполо на литературные сюжеты: есть зал Ифигении, зал Илиады, зал Освобожденного Иерусалима.

Прочие палладиевские виллы придется разыскивать, сев за руль автомобиля (список есть на сайте www.palla-dio2008.info). Самые интересные из них — две относительно ранние постройки, Пьовене-Порто-Годи (Villa Piovene Porto Godi) и Годи-Малинверни (Villa Godi Malinvemi), а также зрелая, лаконичная, изящная вилла Пизани-Бонетти (Villa Pisani Bonetti).

Виченца_004