Турин

140 км от Милана

По градостроительному устройству Турин (Torino) ближе к Петербургу, чем к соседним Милану и Генуе: прямые улицы, широкие проспекты, монументальные площади. Как и Петербург, Турин — бывшая столица (1861-1865), которая и по сей день, яростно отстаивает статус столицы культурной. Отсутствие сколько-нибудь значительных (по итальянским меркам) коллекций живописи тому не помеха: зато здесь расположен самый важный в Европе музей Древнего Египта, а также отличные тематические музеи (автомобили, кино), которые наглядно демонстрируют историческую роль Турина, где родились итальянский автопром, итальянская киноиндустрия и сама Италия как государство.

Турин_001

Смысловой центр этого города — площадь Кастелло (piazza Castello). Главной она стала в XVI-XVII веках, после того как Эммануил Филиберт в 1563 году перенес столицу Савойского герцогства (впоследствии королевства) из Шамбери в Турин. Королевских дворцов тут два. Палаццо Мадама (Palazzo Madama) представляет собой многократно перестроенную древнеримскую крепость, заложенную больше двух тысяч лет назад, когда император Август отправил сюда своих солдат-ветеранов, тем самым основав колонию Iulia Augusta Taurinorum. Причудливый вид палаццо объясняется незавершенной реконструкцией XVIII века: любимый королевский зодчий Филиппо Ювара, закончив лишь западную часть здания, отбыл в Португалию, где архитекторам больше платили. В результате один фасад у дворца нарядный, барочный, а три других по-прежнему мрачные, средневековые. Заглянуть в Музей старинного искусства, который сейчас располагается внутри, стоит в первую очередь ради интерьеров, но и готическая живопись (Антонио Виварини, Барнаба да Модена) заслуживает внимания.

Турин_002

«Мадама», которой палаццо обязан своим именем,— француженка Мария Кристина, вдова герцога Виктора Амадея I и регентша (Madama Reale) при своих малолетних сыновьях. По ее настоянию в 1646-1660 годах был возведен и собственно Королевский дворец — палаццо Реале (Palazzo Reale). В его основу легла старая епископская резиденция. Среди помпезных залов дворца (аллегорические картины, золоченые люстры, восточные вазы) особенно интересен Китайский кабинет (Gabinetto Cinese), безудержно оформленный тем же Юварой.

Королевские сады (Giardini Reali), которые в 1697 году разбил автор версальского парка Андре Ленотр, закрыты на реставрацию, зато по другую сторону палаццо стоят две важных церкви. Церковь Сан-Лоренцо (San Lorenzo) лишена нормального фасада — его заменяют обязательные для всех зданий площади Кастелло аркады, внутри же скрывается один из самых выдающихся храмовых интерьеров города. Его автор Гуарино Гуарини, любитель математики и разных архитектурных трюков, создал тут удивительный, наполненный светом и будто зависший в воздухе купол. В беломраморном соборе Сан-Джованни-Баттиста (San Giovanni Battista) хранится важнейшая христианская реликвия — Туринская плащаница (Sindone di Torino), четырехметровый отрез белой ткани, в которую якобы было завернуто тело Христа после распятия и на которой, убеждены верующие, отпечатался его лик. Доказано, впрочем, что плащаница сделана в Средние века. Реликвию держат в специальном футляре за алтарем и открывают для поклонения каждые 25 лет (следующий раз — в 2025 году).

Турин_003

Многострадальное здание Моле-Антонеллиана (Mole Antonelliana) маячит к востоку от площади Кастелло, за Королевскими садами. Строительство этой высотки длилось четверть века и закончилось в 1889 году, тогда же, когда в Париже выросла Эйфелева башня. Архитектору Алессандро Антонелли изначально была заказана синагога, но в процессе строительства выяснилось, что денег на воплощение его амбициозных замыслов у еврейской общины не хватает. Тогда Антонелли исхитрился привлечь к финансированию мэрию Турина — под идею посвятить здание первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. Сейчас это Национальный музей кино (Museo Nazionale del Cinema), на который нужно выделить как минимум полдня. Кроме традиционных экспонатов («волшебные фонари» с порнофильмами начала XX века, личные вещи Феллини и Мэрилин Монро, тысячи киноафиш) тут есть множество залов, где непрерывно крутят классику в соответствующем антураже (Бунюэля, скажем, показывают зрителям, сидящим на унитазах). Над куполом Моле — смотровая площадка.

Турин_004

Основу Египетского музея (Museo delle Antichita Egizie), стоящего к югу от главной площади, составляет великолепная коллекция статуй, собранная профессором Виталиано Донати в XVIII веке по приказу Карла Эммануила III, а также коллекция наполеоновского консула Бернардино Дроветти. Музей огромный и несколько бестолковый, но никак нельзя обойти вниманием черные статуи фараонов Тутмоса I и Рамзеса II и относительно недавнее приобретение — храм Эллесия, подаренный Италии египетским правительством в благодарность за помощь в реставрации древностей.

Второй музей в том же дворце — галерея Сабауда (Galleria Sabauda) — демонстрирует художественные пристрастия савойских правителей, приложивших руку к формированию коллекции. Их вкус не всегда был безупречным, а вклад Карла Эммануила III и вовсе заключался в том, что он распорядился сжечь около сорока картин на мифологические темы, сочтя их непристойными. Тем не менее, экспозиция дает неплохое представление об итальянских школах и эпохах (Боттичелли, Беато Анджелико, Тинторетто, Веронезе), а также о северной живописи (Рембрандт, Ван Дейк, Мемлинг).

Турин_005

Соседняя улица Рома (via Roma) — главный городской променад. Аркады по обе стороны проезжей части скрывают десятки витрин с одеждой самого разного уровня, и здесь же элегантная туринская публика смешивается с любопытными туристами в исторических Caffe San Carlo и Caffe Torino.

За пределами центра — в бывшем промышленном районе Линготто (Lingotto),— куда удобно доехать на новеньком метро, есть еще два немаловажных музея. Пинакотека Джованни и Мареллы Аньелли (Pinacoteca Giovanni е Marella Agnelli) выставляет коллекцию владельца фабрики FIAT. Это всего пара десятков картин и скульптур, но все они шедевры: «Негритянка» Эдуарда Мане, «Купальщица» Огюста Ренуара, «Обнаженная» Амедео Модильяни, венецианские ведуты Каналетто, два Пикассо, две скульптуры Антонио Кановы. Кроме того, в галерее, которую Ренцо Пьяно сделал похожей на космический корабль, часто проходят выставки. Рядом находится Автомобильный музей (Museo delVAutomobile) с потрясающей коллекцией: от самодвижущихся колясок XVIII века до красивейших гоночных Ferrari 1930-х годов и Alfa Romeo 1950-х.

Турин_006