Орвието

75 км от Перуджи, 130 км от Рима

В расположенный на отвесной вулканической скале Орвието (Orvieto) — Urbs Vetus, «древний город», — надо забираться на фуникулере (funicolare). И главным образом — ради самого бескомпромиссного и масштабного за всю историю живописи высказывания на тему Апокалипсиса: «Деяний Антихриста» и «Страшного суда» Луки Синьорелли в кафедральном соборе.

Орвиетский Дуомо (Duomo) — одно из самых значительных произведений позднего Дученто. Он полосатый, как матрас,— или как собор в Сиене, послуживший образцом. Фасад спроектировал и частично оформил в XIV веке сиенец Лоренцо Майтани; некоторые из многочисленных барельефов и скульптур созданы Андреа Пизано, но вообще декором занимались десятки мастеров. Фасад — огромная увлекательная книга, в которой рассказана история человечества от сотворения мира (у Адама и Бога с первых барельефов — одно и то же лицо) до Страшного суда. Макабрические подробности конца света — неплохое предисловие к тому, что ждет посетителей внутри собора.

Орвието_001

Апокалиптический цикл в Орвието интересно сравнить с росписями на ту же тему в Сикстинской капелле. Предшественник Микеланджело в области исследования человеческой наготы и мышечных сокращений, Синьорелли внимательно читал «Откровение Иоанна Богослова» и Данте, но еще внимательнее смотрел по сторонам. На фресках, покрывающих стены огромной готической капеллы Сан-Брицио (Cappella di San Brizio), изображены не только крылатые демоны и восстающие из земли полутрупы, на них — грешники и авантюристы бурлящей ренессансной Италии. Собственно, «Деяния Антихриста», образцового лицемера с прической а-ля Христос, отчасти навеяны историей флорентийского смутьяна Савонаролы. Чуть и стороне от толпы, внимающей лжепророку, стоит сам художник — плечом к плечу с работавшим в капелле до него Беато Анджелико (от которого осталась роспись свода). Себя Синьорелли вроде бы изобразил дважды в которой раз — среди проклятых, серокожим однорогим демоном, обхватившим руками пышную блондинку (Есть версия, что это неверная возлюбленная художника). Третий (менее самокритичный) автопортрет Синьрелли можно найти в Музее Дуомо (Museo dell’Opera ilel Duomo).

Орвието_002

В пропитанном эсхатологией Орвието есть своя преисподняя, и даже свое чистилище. Под землей в туфе прорублен разветвленный лабиринт — так называемый «Подземныйгород» (Citta Sotteranea), сохранившийся (с этрусскихвремен,арядомсверхнейостановкойфуникулеранаходитсяколодец Сан-Патрицио (Pozzo di San Iatrizio), вырытыйв XVI векепослучаюнадвигавшейсяосады, нотактолкомине пригодившийся. Назван он н честь святого Патрика, у которого через похожую дыру был прямой доступ в чистилище. В умбрийской версии, правда, спускаться предлагалось не душам, а ослам с бочонками для воды.

Орвието_003

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор