Станции московского метро

В 1930-х годах Советская страна вступила в сталинскую эпоху. Новой политической системе соответствовал новый архитектурный стиль. Вырос он из неоклассицизма 1910-х годов, официального наименования удостоен не был, а неофициально называется «сталинский ампир». Стиль великодержавный, помпезный, громоздкий, неуютный и до предела насыщенный идеологическими символами. Фасады зданий обросли, как корабельное дно ракушками, скульптурами и рельефами, изображающими рабочих, колхозниц, бодрых красных командиров, героических летчиков и ученых с мичуринскими бородками; стены и потолки покрылись орнаментами со звездами, знаменами, сельскохозяйственными гирляндами, шестеренками, серпами и молотами. Стиль этот на два с половиной десятилетия стал единственно дозволенным. При всех недостатках тоталитарной архитектуры в ней ощущался грандиозный размах, и это давало возможность архитекторам проявить себя. Сталинский ампир породил ряд шедевров, про которые можно сказать: «Во всем мире нет такого!»

Станции-московского-метро_001

В первую очередь это относится к станциям московского метро, построенным в 1930-1940-х годах. Все ранее созданные памятники мировой архитектуры, как бы разнообразны они ни были, стоят на земле. Станции московского метро, пожалуй, первый в истории шедевр подземного зодчества.

Строительство Московского метрополитена началось в 1933 году. Станции первой очереди были открыты 15 мая 1935 года, второй — в 1938-м, третьей — в 1943-1944 годах. Над проектами вестибюлей, залов и переходов работали десятки архитекторов, среди которых — звезды первой величины советской архитектуры: И. А. Фомин, В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, Б. М. Иофан, Д. Н. Чечулин, А. Н. Душкин, С. М. Кравец. Художественное оформление создавали знаменитые скульпторы и художники: В. И. Мухина, М. Г. Манизер, Н. В. Томский, А. А. Дейнека, Е. Е. Лансере, В. М. Клыков и множество других. В отделке использовались нержавеющая сталь и иные металлы и сплавы, стекло, марблит, фарфор, керамическая плитка, мрамор и мраморовидный известняк разных цветов, гранит, диорит, диабаз, оникс, лабрадорит. Проекты станций «Красные Ворота», «Дворец Советов» («Кропоткинская») получили Гран-при на Международной всемирной ярмарке в Париже в 1937 году.

Станции-московского-метро_002

Об архитектуре московского метро нужно писать книгу. Наверное, у каждого москвича есть своя любимая станция. Мне, петербуржцу, более всего по душе «Маяковская». В металлическом блеске ее подтянуто-стройных опор, в движении арок и сводов угадывается последний отзвук модерна, переходящий в жесткий ритм функционализма.

Станции-московского-метро_003

«Маяковская» — станция колонная, трехсводчатая, глубина заложения — 33 метра. Автор проекта — архитектор А. Н. Душкин. Колонны и арки станции покрыты рифленой нержавеющей сталью. Стальное обрамление было сделано на заводе «Дирижабльстрой» на оборудовании, предназначенном для производства каркасов дирижаблей (интересное соединение подземного с небесным!). В оформлении использованы мрамор, диорит, орлец, гранит. В овальных нишах свода, в окружении светильников, расположены 34 мозаичных панно, выполненные по эскизам художника А. А. Дейнеки в мозаичной мастерской В. А. Фролова в Ленинграде.

Владимир Алексеевич Фролов украсил мозаиками десятки памятников русской архитектуры. Среди них — храм Воскресения Христова на Крови, особняк Рябушинского, церковь Святого Духа в Талашкине... Великий мозаичист умер от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году, успев закончить работу над мозаиками для Москвы, для станции метро «Новокузнецкая».

Станции-московского-метро_004

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор