Ватикан

Metro Ottaviano

Ватикан_005

Самый популярный в Италии пункт пересечения государственной границы — площадь Сан-Пьетро (piazza San Pietro). Граница эта представляет собой тонкую белую линию, за которой начинается Ватикан (Vaticano), самое маленькое государство в мире: участок площадью 1045 на 850 метров вокруг собора Святого Петра (плюс летняя загородная резиденция в Кастель-Гандольфо). Постоянных жителей по последней переписи насчитывалось 799, включая 578 ватиканских граждан. У них есть собственный флаг (белый с желтым и перекрещенными ключами), деньги (евро с профилем Бенедикта XVI), марки, телефонные карты, интернет-домен, газета (L’Osservatore Romano), вещающая на 40 языках радиостанция (Radio Vaticana), 852 метра железных дорог и вертолетная площадка. Кроме того, тут располагаются главный в мире католический собор и один из главных в мире музеев.

Ватикан_001

Собор Святого Петра (San Pietro) по размаху не уступает пирамидам: 211 метров в длину (мировой рекорд) и 138 метров в высоту (на купол можно подняться). Однако никакие цифры не дают прочувствовать масштабы здания снаружи: для этого надо зайти внутрь и увидеть, как километровая очередь на вход преобразуется в ряд мелких точек на полу центрального нефа, уходящего в сияющую бесконечность. Первоначальную базилику здесь поставил император Константин, и уже она была далеко не скромных размеров: праведников, желавших покоиться рядом с апостолом, оказалось бессчетное множество, и все пять нефов служили не столько церковью, сколько кладбищем. Что и говорить о новом здании, которое решительный папа Юлий II затеял в 1506 году взамен прежнего, одряхлевшего. На полуторавековой стройке успели отметиться все архитектурные звезды Возрождения, от Браманте и Рафаэля до Сангалло Младшего и Микеланджело, да еще фасад доделывал Карло Мадерно, а площадь перед собором проектировал Бернини. Тот же Бернини соорудил внутри громоздкий балдахин над могилой святого Петра. Бронзу для него папа Урбан VIII Барберини снял с портика Пантеона, чем заслужил злобную эпиграмму: «Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini» («Что не сделали варвары, сделали Барберини»). Вдоль стен собора выстроились мраморные погребальные монументы; среди них есть несколько работ Бернини, два Кановы и один Поллайоло, но толпа собирается только у первой капеллы справа — там, за нещадно бликующим толстым стеклом, хранится удивительная «Пьета», вытесанная 23-летним Микеланджело.

Ватикан_002

Еще большие толпы стекаются в Ватиканские музеи (Musei Vaticani) посмотреть на другой хит Микеланджело — Сикстинскую капеллу (самые длинные очереди бывают утром; лучше прийти часа за полтора до закрытия касс, а еще вернее — заказать билеты на сайте). В папских дворцах есть все на свете, от ассирийских барельефов и египетских мумий до Кандинского и Де Кирико. Отдельное крыло занимает Пинакотека, куда стоит зайти в самом начале (иначе точно не хватит сил), чтобы взглянуть на полиптих Джотто, украшавший алтарь старого Сан-Пьетро, и на работы Филиппо Липпи, Рафаэля, Леонардо, Тициана, Караваджо. В главной анфиладе залов самые популярные остановки — Бельведер, или Восьмиугольный двор (Cortile Ottagonale), место прописки мраморного Лаокоона (I век до н.э.) и Аполлона Бельведерского (римская копия с греческого оригинала), зал Муз (Sala delle Muse) с Бельведерским торсом и фигурой Антиноя, обожествленного после смерти любовника императора Адриана, и зал Константина (Sala di Costantino) с видами добарочного Рима в «Триумфе христианства над язычеством» Джулио Романо. Далее — Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello): самые увлекательные фрески в этих трех комнатках, расписанных по заказу Юлия II, — «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Афинская школа», где Платон (в центре, в красной тоге) наделен чертами Леонардо, Гераклит (склонившийся над мраморным кубом) — не кто иной, как Микеланджело, а в правом углу стоит и сам автор росписей (в черном берете). Миновав Рафаэлеву лоджию (Loggia di Raffaello) с росписями, которые Екатерина II повелела скопировать для Зимнего дворца, и Апартаменты Борджа (Appartamento di Borgia) с нежными фресками Пинтуриккьо, придется преодолеть полсотни залов современного религиозного искусства: они преграждают доступ к главному сокровищу — Сикстинской капелле (Cappella Sistina), где с конца XV века собираются на конклав кардиналы, когда надо избрать нового папу. Пролежав четыре года на спине с кистью в руках, Микеланджело покрыл свод капеллы мощнейшими росписями о сотворении и затоплении мира. На стенах — история Моисея и Новый Завет в изложении Боттичелли, Перуджино, Синьорелли, Гирландайо и Козимо Росселли, а самая поздняя фреска тут — «Страшный суд» того же Микеланджело (1536-1541). Ради нее пришлось заделать два окна, замазать кое-какие прежние росписи и придать поверхности легкий наклон, чтобы пыль не оседала. Набедренные повязки на обнаженных фигурах автором предусмотрены не были — их пририсовали потом, по велению Пия IV.

Ватикан_003

Остальная территория Ватикана для неорганизованных туристов закрыта: государство окружено высокой стеной, ворота охраняют швейцарские гвардейцы (форму для них, по легенде, нарисовал Микеланджело). Зато любой человек имеет шанс послушать папскую проповедь на площади Сан-Пьетро (по воскресеньям в 12.00 и по средам в 10.00 или 10.30, за исключением второй половины лета, когда понтифик переезжает в Кастель-Гандольфо; подробности на сайте www.vatican.va).

Ватикан_004

Кроме того, можно изучить бывшую папскую крепость — замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo). Возведенный как мавзолей Адриана, в III веке он превратился в один из бастионов Аврелиановых стен и с тех пор участвовал во всех значительных военных кампаниях, разворачивавшихся вокруг Рима: папы укрывались там от сарацин, норманнов и протестантских ландскнехтов (специальный коридор соединял замок с Ватиканом). Еще Сант-Анджело служил тюрьмой — и имел славу самого страшного застенка во всем Папском государстве. Сбежать оттуда удалось лишь одному человеку — скульптору, ювелиру и авантюристу Бенвенуто Челлини.

Ватикан_006

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор