Sentstory.ru



Село Мильково

Село Мильково.

Село Мильково расположено в верховьях реки Камчатки в самой сердцевине полуострова. С краевым центром село связано федеральной трассой Петропавловск-КамчатскийУсть-Камчатск, которая в настоящее время активно обновляется. Все автобусы останавливаются у кафе «Таежное» на улице Кирова - главной улице села.

Освоение этих земель начинается с похода пятидесятника Владимира Атласова, который в начале 1697 года, взяв с собой 60 служивых и столько же юкагиров, отправился в поход на Камчатку. Отряд казаков дошел до верховьев реки Камчатки и основал там первую деревянную крепость в камчатской долине – Верхнекамчатский острог. Острог находился в 15 км к юго-западу от села Мильково. 31 августа 1970 года на месте Верхнекамчатского острога воздвигнут памятный знак в честь русских землепроходцев, основавших в 1697 году первый русский населенный пункт на полуострове.

Основание села Мильково связано с именем русской императрицы Анны Иоанновны, которая своим указом от 1733 года повелела завести на Камчатке земледелие и хлебопашество. Для исполнения указа с берегов Лены в Камчатку было перевезено 20 семей, пять из них в 1743 году обосновались «...в месте самом удобном для развития хлебопашества». Здесь, на месте ительменского стойбища, существовавшего более 5 тыс. лет назад, на реке Имчерек, которая стала называться Мильковкой, и возникло село Мильково. Переселенцы вступали в брак с местными ительменами, а последние в свою очередь перенимали у приезжего русского населения их традиционные занятия: земледелие, скотоводство и ловлю рыбы.

Надо сказать, что эксперимент с выращиванием зерновых оказался не очень удачным: несмотря на то что в Мильковском районе наблюдаются самые высокие летние температуры на Камчатке, нежные ростки пшеницы и ржи гибли от поздних весенних и ранних осенних заморозков. Местное население переключилось на пушной промысел, рыболовстве и скотоводство. В XX веке наибольшее распространение получило овощеводство. Что касается облика села, то к концу 1930-х годов его общая протяженность составляла 2 км, в селе было две улицы: Долгая (ныне Партизанская) и Почтовая (Ленинская). Сегодня в Милькове возрождаются лесная промышленность, сельское хозяйство.

В Милькове и по сей день живут потомки ительменов и казаков, проводятся старинные праздники и обряды. Среди достопримечательностей можно назвать Этнокультурный центр камчадалов. Он возведен из лиственничных бревен как музей-памятник ительменскому и славянскому этносам. В комплекс входит макет Верхне-Камчатского острога XVII века, яранга, музей с утварью, шаманскими костюмами и кухлянками, здание картинной галереи.

На улице Набережной расположен Историко-краеведческий музей под открытым небом «Острожная стена», который построили в 1980-х годах. На праздники здесь размещаются торговые ряды, выставки умельцев прикладного искусства, спортивные и игровые площадки. Недавно тут же прошел первый в истории села рок-фестиваль, в котором участвовали местные и петропавловские музыкальные группы.

В музее собраны документы и материалы, повествующие об истории района с древнейших времен. Среди первых экспонатов были археологические находки, предметы труда и быта камчадалов, подаренные музею жителями села. Сельские мастера изготовили собачьи нарты и маски по мотивам сказок, в коллекцию поступили и чучела животных. Самым интересным экспонатом стал колокол XVIII века.

В галерее можно посмотреть картины и скульптуры мастеров со всех уголков России, здесь действуют залы с постоянными экспозициями и временными выставками. Три зала музея повествуют о жизни ительменов - коренных жителей Мильковского района, еще один зал воссоздает кабинет мильковского писателя и поэта Георгия Германовича Поротова, другой рассказывает о природе района. В музее размещена сувенирная лавка.

Возле небольшого водоема, на левом берегу ручья Таловенький расположен Этнический мемориальный памятник землепроходцам и коренным жителям Камчатки. Там же, около пересечения улиц Партизанской и Набережной, находится парк-музей, где выставлены сакральные фигуры бога Хантая – существа, которого ительмены издревле изображали полурыбой-получеловеком. В стародавние времена осенью люди ставили деревянного идола лицом к реке, приносили ему дары, а потом во время праздника урожая благодарили его за рыбу, которую им удалось поймать. В местном отделении Камчатского краевого объединенного музея находятся документы, фотографии, экспонаты народного художественного промысла, произведения местных художников.

На улице Ленина сосредоточено несколько исторических объектов. В их числе – здание церкви (первая церковь в Милькове была построена в 1754 году, в 1929 году она была закрыта ее деятельность возобновлена в 1995-м) и мемориал в честь победы над фашистской Германией, состоящий из памятника погибшим на фронтах войны мильковчанам и мемориальной доски (расположен на небольшой площади у перекрестка улицы Ленинской и Партизанской). Над приспущенным знаменем возвышается штык. Инициаторами создания памятника и обнародования списка погибших мильковчан стали члены мильковского клуба «Камчадалы». Сегодня на мемориальных плитах увековечены имена 68 героев-мильковчан, защищавших родину в 1941-1945 годах.

Неподалеку от памятника находится дом мильковского писателя Георгия Германовича Поротова. Г. Г. Поротов родился 3 мая 1929 года в селе Елизово (ныне город). Детство и юность он провел в Милькове, работал заведующим местным клубом, художественным руководителем, директором Дома культуры, затем – заведующим районным отделом культуры. В своем литературном творчестве Поротов активно обращался к камчатскому фольклору. Среди его забот - поэтический сборник «Ое», романы «Камчадалы» и «На околице Руси». В них изображена жизнь мильковчан с начала XX века и до конца 1930-х годов.

Любителям охоты понравится в частном музее, где выставлена коллекция охотничьих трофеев жителя Милькова В. Н. Сепко. Материалы собирались в течение 30 лет. На сегодняшний день экспозиция содержит более 100 работ, рассказывающих о животном мире Камчатки.

В Мильковском районном доме детского творчества располагается Детский музей, состоящий из трех залов: экспозиционного (выставочного), краеведческого и зала истории детства. Краеведческий зал содержит информацию о древней фауне Камчатки, подземных недрах, историческом развитии края, а также об истории Великой Отечественной войны. В этом зале находятся две панорамы - «Природа Камчатки» и «Макет избы». Третий зал посвящен истории местных образовательных учреждений. Среди экспонатов особое внимание привлекает стенд «Наши истоки», на котором представлены работы ветеранов села.

В Мильковском районе сформирована Мильковско-Пущинская (Средне-Камчатская) туристско-бальнеологическая зона. Основные туристические объекты – это термальные и холодные минеральные источники. Для туристов особенно привлекательны Верхне-Щапинские (Тумрокские) горячие источники. На ключах построена хорошо оборудованная туристическая база. С давних пор популярны у мильковчан Пущинские ключи, вода которых обладает лечебными свойствами. Зона отдыха расположена в самом широком месте долины реки Камчатки и защищена с северо-запада Срединным хребтом и его отрогами, а с восточной стороны - Валагинским хребтом. Для пешеходного туризма доступны вершины горных хребтов.

Освоены также маршруты к вулкану Бакенинг (проходит по территории Тимоновского заказника): с вершины вулкана в хорошую погоду открывается великолепная панорама на остроконечные пики Ганальского хребта и озера в верховьях реки Авачи. На севере видны вулканы Кроноцкий, Карымский, на юге - Жупановский и Авачинская группа. В районе вулкана берут начало самые крупные реки Камчатки – Быстрая, Авача и Камчатка.

Туристы давно проложили путь к озеру Сево, расположенному на западном склоне Валагинского хребта у подножия горы Ветловой. Озеро имеет сток – ручей Сево, который изливается водопадом. Вода в озере бирюзового цвета, видно каменистое дно. Берега заросли березняком и кедровым стлаником. Живописный окружающий ландшафт, крутые обрывистые склоны сделали эту местность желанной целью для путешественников, предпочитающих пешие прогулки переправы вброд и походы по лесам.

Хантай

«Хантай, божество камчатское, идолы его делается наподобие Сирены, то есть с головы по груди человеком, а оттуда рыбою, и ставится обыкновенно в юрте подле огнища. Сей Хантай ежегодно делается новый, во время грехов очищения, и ставится со старым вместе, по числу которых можно узнать, сколько которой юрте лет от её построения» Книга «Абевега русских суеверий» (1786 год)



Яндекс.Новости: Главное

Яндекс.Новости: Главное