Церковь Вознесения в Коломенском

Космическая эра началась не тогда, когда первый человек полетел в космос, а тогда, когда была построена церковь Вознесения в Коломенском. В своей устремленности к небу она не имеет себе равных. Ни башни готических соборов, ни небоскребы XXI века не могут догнать эту небольшую церковь в ее дерзновенном полете.

Глядя на нее, понимаешь, почему Циолковский, Королев, Гагарин родились на Русской земле.

Ее облик с изумительной точностью соответствует ее названию и символике. Вознесением Христовым земное соединилось с небесным, смертное с вечным. Крест на куполе церкви в Коломенском удаляется в небо, как Христос, возносясь, удалялся от своих учеников — и в то же время приближался, входил в сердца их.

Церковь-Вознесения-в-Коломенском_001

С постройки этого храма в истории русской архитектуры начинается не очень долгая (продолжавшаяся чуть более столетия), но удивительно яркая эпоха шатровых каменно-кирпичных церквей.

Происхождение шатровой конструкции и история первых шатровых храмов — предмет научных споров. Несомненно то, что первым шедевром среди такого типа построек стала именно церковь в Коломенском. И также несомненно, что появление шатровых храмов было обусловлено стремлением выразить идею, заключенную в празднике Вознесения, — идею неизреченного соединения тварного и нетварного, смертного и предвечного, падшего и совершенного, земного и небесного. Идею, противоречащую плоскостной логике земного бытия, являющуюся основой Христовой веры, заставляющую христиан, отрывая взгляд от земли, устремлять его в небо.

Церковь-Вознесения-в-Коломенском_002

Церковь Вознесения в Коломенском — одноглавый бесстолпный шатровый храм. Церковь выстроена из кирпича с использованием белого камня в декоративных целях. В плане имеет форму равноконечного креста, на который поставлен восьмерик, а на восьмерик — шатер, увенчанный главкой. Площадь внутреннего пространства — чуть более 100 квадратных метра; высота — 62 метра. Здание окружено двухъярусными галереями.

Чудо в Коломенском было воздвигнуто в конце правления Василия Ивановича (Василия III) в 1528-1532 годах. Подмосковное село Коломенское являлось тогда главной загородной резиденцией великого государя. Строительству здания, доминирующего над всем ансамблем дворцовых и храмовых построек, придавалось исключительное значение. Многие исследователи предполагают, что руководить строительством было поручено зодчему-итальянцу, в русских источниках именуемому Петроком Малым. По заданию Василия он уже возводил ряд строений, в том числе Вознесенский храм и звонницу при колокольне Ивана Великого.

Церковь-Вознесения-в-Коломенском_003

Действительно, в декоре здания сочетаются мотивы итальянской архитектуры Ренессанса с традиционно русскими элементами. Углы, к примеру, оформлены сдвоенными пилястрами с капителями, а нижняя часть сторон восьмерика — ярусами килевидных арок — кокошников.

Но главная архитектурная особенность церкви не в этом. Ее неслыханно высокий свод опирается только на стены; внутреннее пространство не расчленено ни столбами, ни колоннами. Оно абсолютно едино. По площади оно невелико. Но именно внутри церкви особенно остро, до замирания сердечного, ощущается вертикаль, устремленная в светлую бесконечность.

Церковь-Вознесения-в-Коломенском_004

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор