Никологоры
Никологоры... Чувствуете, какой стариной веет от этого названия? Так и представляется селение, вросшее по самые окна в сугробы. Баньки, колодцы и церковь на горе...
Никологорский погост, или погост у Николы на горах, как упоминалось это селение впервые в письменных источниках около четырехсот лет назад, ныне — большой поселок. Давно нет первой деревянной церкви, поставленной на правом берегу речки Пенухи. Но о седой старине напоминает еще другая церковь. Стоит она в поселке на самом видном месте больше двух веков, и двери ее по-прежнему открыты для прихожан. Хотя теперь уже и немногочисленных, Да и нынешние прихожане далеко не те, что прежде. Для одних православная служба — всего лишь зрелище. Они с такой же охотой и на постановки народного театра ходят и на концерты в Дом культуры. Другими движет скорее традиция: бабушка и мать били поклоны перед иконами, и мне «сам бог велел». Но есть и убежденные или, точнее, истинно верующие. От их-то влияния и стараются ограбить никологорцев поселковые атеисты.
***
...Несколько лет назад работники поселковой библиотеки решили собрать верующих и неверующих, чтобы побеседовать, обсудить самые интересные публикации журналов на атеистические темы. Уж как готовились к этому событию и сколько сомнений, было: придут — не придут?
Приглашенные пришли. Рассаживались молча. Хоть многие и знакомы были между собой, но чувствовали себя как-то скованно. Особенно верующие старушки. Сидели, чопорно поджав губы, всем своим видом выражая, что они-де к происходящему не имеют никакого отношения. С вопросами не торопились. А ведущая эту встречу педагог - биолог 3.Т. Варенкина и не настаивала. Она выбрала из нескольких журналов самые занимательные материалы и рассказывала о них в такой ненавязчивой форме, что ничьи чувства не подвергались никакой опасности, а интересно было всем.
С той поры в небольшом читальном зале библиотеки периодически собираются участники клуба, люди, интересующиеся вопросами науки и религии. Пробовали проводить занятия в просторном зале Дома культуры, да все же вернулись в библиотеку. Здесь среди книг как-то удобнее. Люди чувствуют себя не так скованно, желающих высказаться, поделиться сомнениями оказывается куда больше.
Как-то на одном из заседаний клуба обсуждалась статья о суевериях, о жертвах шарлатанов от религии. Одна из присутствовавших, еще нестарая женщина в тем-ной шали, заметила:
— Вот вы говорите, что наговору и сглазу бояться — суеверие. Однако ж почему-то всякий норовит через левое плечо трижды плюнуть...
Лидия Ивановна Хайдакова. заведующая библиотекой, возглавляющая поселковый совет по атеистическому воспитанию, знала, что женщина, задавшая вопрос,— верующая. Прекрасно понимала, что и вопрос этот не ей адресован. А отвечать должна она. Да так отвечать, чтобы вдруг повеявший ветерок сомнения не разрушил уже установившийся с аудиторией контакт.
На этот раз Л. И. Хайдаковой весьма кстати пришло на память высказывание В.Г. Белинского, который говорил, что когда человек чего-то не знает, это представляется ему страшным и таинственным. Отсюда колдуны, волшебники, злые духи, ведьмы, русалки и т. п. Многие суеверия, которые имели власть над нашими предками, теперь не выходят за пределы сказок. Уйдут со временем и те, что еще остались.
Впрочем, в такой ситуации — быть готовыми ответить на любой вопрос — члены совета клуба оказываются почти на каждом занятии. И. чего греха таить, не сразу к ним пришло умение моментально мобилизоваться и спокойно, уверенно привести самые убедительные доводы в пользу истины. И законодательство о религиозных культах они проштудировали основательно, и всю литературу по атеизму, которая появляется в библиотеке, изучили. Ведь нейтрализовать влияние верующих на тех, кто сидит с ними рядом, можно только аргументированными объяснениями.
Что самое характерное в работе никологорских атеистов? Их убежденность и компетентность. И еще тон бесед, чтений, обмена мнениями по прочитанным книгам или статьям всегда ненавязчивый. Организаторы атеистических мероприятий тактичны и чутки, никогда не позволяют себе оскорблять чувства верующих.
Планирует работу клуба совет по атеистическому воспитанию населения. Кроме постоянных его членов Л. И. Хайдаковой. 3. Т. Варенкиной (она сейчас на пенсии), Л. И. Михалевской и врача В. Ф. Кузьминой, в состав совета сейчас входят председатель исполкома поссовета В. Н. Бердышев, учительница Л. Е. Тарасова, заведующая профсоюзной библиотекой Н.З. Голубева, секретарь исполкома поссовета О. Ф. Лунина. Не просто входят, а работают увлеченно.
Вот самый свежий пример. В Никологорах давно уже современные, советские обряды пользуются у населения несомненным преимуществом перед церковными. Особенно такие, которые связаны с наиболее значительными личными событиями в жизни людей. Регистрация браков торжественно, по особому сценарию проводится в поселковом Доме культуры. Сюда же приходят и молодые родители, чтобы отметить появление на свет сына или дочери. Тут и стол с угощениями их ждет, и памятки родителям вручают, и врач обязательно проведет беседу, как ухаживать за малюткой и какой вред его здоровью мог бы принести обряд крещения.
О том, что церковные браки не пользуются здесь почетом, говорит хотя бы то, что в местной церкви в последний раз года четыре назад обвенчалась лишь одна далеко уже не молодая чета, вырастившая к тому времени шестерых детей. Встретила потом Лидия Ивановна «новобрачную» на улице и не удержалась от вопроса:
— И что это ты надумала?
— Сама не знаю,— смутилась женщина — В загс идти на старости лет не решились. Чего людей-то смешить?
— Да уж куда меньше было бы смеху,— заметила Хайдакова — Или побоялись, что срок вам испытательный назначат?..
Посмеялись женщины: одна смущенно другая с облегчением — не от убеждений это, а от необдуманности.
Крещение младенцев, родившихся в Никологорах,— тоже довольно редкое явление. А вот отпевание умерших еще распространено. Не раз задумывались члены совета над тем, в чем корни этого явления. Что противопоставить ему? И тут Лидия Ивановна в одной из брошюр наткнулась на описание Дня памяти, проведенного в одном из прибалтийских городов...
Долго готовились, гору литературы пересмотрели, чтобы подобрать подходящий текст, записали на пленку музыкальное сопровождение из произведений Шопена и Шумана. Накануне намеченного дня Л. И. Хайдакова выступила по местному радио, пригласила всех жителей поселка. Против ожидания на следующий день на кладбище собрались если не все никологорцы, чьи близкие здесь похоронены, так уж наверняка большинство. Набожные старушки, проходя мимо церкви, крестились и тоже шли туда, где звучали торжественные речи, где под скорбную музыку на могилы земляков, погибших в первые годы Советской власти или умерших от ран, полученных во время Великой Отечественной войны, возлагались живые цветы. Такой День памяти проводится теперь каждый год.
***
...Как-то работники библиотеки обратили внимание на группу подростков из ПТУ. Ходят стайкой, бесшабашные такие, и у каждого на цепочке крестик болтается — благо, в церкви покупай их сколько хочешь. Кое-кто из этих ребят был записан в библиотеку. Да, видно, просто так, случайно. В полупустых формулярах изредка появлялось что-нибудь разве из фантастики или приключений. Вот и все.
Чтобы как-то заинтересовать ребят, библиотекари стали подбирать для них интересные статьи из научно-популярных журналов о достижениях науки, о проблемах связи с внеземными цивилизациями и т. п. А однажды пригласили их в библиотеку и предложили послушать беседу «От фантастического к реальному». Рассказали об астрономии и медицине, об интересных находках советских археологов. На следующем занятии провели беседу на тему «С верой, но без иллюзий», рассчитанную на уже устоявшийся интерес к мировоззренческим и естественнонаучным вопросам, После этого занятия клуба любознательных (как решено, было назвать новое объединение) на библиотечных полках почти не осталось научно-популярных журналов.
Заведующая абонементом Зинаида Федоровна Кулькова отлично знает, кто из читателей посещает церковь или живет в религиозной семье. Постепенно, исподволь она пытается отвести их от религии. Сначала предлагает почитать книги по медицине и художественные произведения, так или иначе затрагивающие вопросы религии. Такие, как «Грешница» Н, Евдокимова, «Тени исчезают в полдень» А. Иванова и другие. Затем знакомит с научно-популярной литературой по естествознанию и астрономии. Пройдет немало времени, пока в формуляре такого читателя появятся произведения, прямо разоблачающие религию: «Забавное евангелие» и «Забавная библия» Л. Таксиля, «Библия для верующих и неверующих» Е. Ярославского.
Нелегко сложилась судьба одной из чита-тельниц библиотеки, одинокой женщины, выросшей в семье верующих. В религии она видела единственное утешение. Однажды случайно зашла она в библиотеку и с той поры стала приходить туда постоянно. По-тому что поверила в доброту и сердечность людей, работающих здесь.
В церковь ходить перестала. А занятия в атеистическом клубе старается не пропу-скать, дорожит возможностью лишний раз побыть в обществе новых друзей.
— Никологорская библиотека давно уже стала своеобразным центром, школой передового опыта по пропаганде атеистических знаний среди населения,— говорит директор Владимирской областной научной библиотеки имени Горького С. В. Михайлова — На ее базе мы проводим все занятия для библиотечных работников, когда речь идет о постановке именно такой работы. Есть, конечно, и другие библиотеки, где атеистическая работа ведется целенаправленно и интересно. Но у никологорцев свой вариант, свой почерк. Опыт у них накоплен интереснейший.
Кроме заседаний атеистического клуба в библиотеке, на предприятиях и по радио проводились чтения и беседы по темам: «Какой вред здоровью людей причиняют религиозные обряды и их исполнение?», «Почему крестят детей?», «Медицина не признает чудес», «Религия и дети».
По нескольку раз перед разными аудиториями выступали с беседами-обзорами по книгам «Под ризой епископа» В. Татаринова, «Ветер» Н. Попова, «Возвращение к жизни» В. Григорьева. После каждого такого обзора на упомянутые в нем книги в библиотеке устанавливается очередь. Особенно большой спрос на издания, подобранные по темам: «Наука о строении и развитии Вселенной», «Жизнь, ее происхождение и развитие», «Наука и окружающий мир», «Как человек создал бога», «Медицина в борьбе с религиозными представлениями и знахарством». С этих книжных выставок читатели затребовали больше тысячи экземпляров книг.
— Я люблю бывать в нашей библиотеке,— призналась одна из верующих (фамилию она просила не называть. «Не обо мне надо рассказывать, а о них, о людях, работающих здесь»,— пояснила) Ухожу отсюда всегда в прекрасном настроении, жить хочется, работать... Люди и книги помогли мне ощутить радость бытия здесь, на земле, а не на небесах, по-новому увидеть мир вокруг.
Источник-журнал Крестьянка