МОНАСТЫРИ И ГРАДЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ

До XV века каменно-кирпичные здания на Руси были величественны и прекрасны, но единичны. Каждое — самостоятельный шедевр, белокаменное чудо в окружении деревянных палат и хижин, церквушек и крепостных стен. Белое на черном. По мере роста Московского государства и расширения масштабов монументального строительства отдельные постройки начинают соединяться в ансамбли. Центр многофигурного целого — всегда соборный храм; его вертикальная доминанта — колокольня или шатровая церковь; его компоненты — малые храмы и палаты; его единство скрепляет крепостная стена с башнями и эффектно оформленными воротами.

МОНАСТЫРИ-И-ГРАДЫ-МОСКОВСКОЙ-РУСИ_001

Такие ансамбли складывались веками, в их создании участвовали многие поколения зодчих, вокруг сменялись эпохи, но эстетическое единство сохранялось чудесным образом. Тут проявлялась и вырабатывалась фундаментальная особенность русской духовной культуры — умение впитывать все противоположности и соединять несоединимое. Ренессансный ордер и арабо-персидский орнамент, византийская пестрота и классическая простота. Монолитная купольная церковь — и при ней колокольня, форма которой развивает идею среднеазиатского минарета... Суровый военный низ и замысловатый стрельчатый верх башен Московского кремля противоположны по вкусу и смыслу, но соединяются в нерушимом единстве...

Сложилось два типа таких ансамблей. Между ними нет принципиального различия, только в одном случае ход строительства определялся прежде всего духовными потребностями, а военно-административные цели стояли на втором месте, в другом — наоборот. Первые — монастыри, вторые — грады, или кремли. За три столетия они украсили всю Русскую землю — от Белого моря до низовьев Волги. О некоторых мы расскажем сейчас, о некоторых других пойдет речь в следующих частях книги.

МОНАСТЫРИ-И-ГРАДЫ-МОСКОВСКОЙ-РУСИ_002

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор