...И СНОВА ДИРИЖАБЛИ

Одним из самых любопытных экспонатов авиасалона МАКС-2011 была «летающая тарелка». А точнее, дискообразный дирижабль «Анюта». Наполняемый гелием корпус объемом 520 кубометров был способен поднять 200 килограммов полезной нагрузки на высоту 1 километр.

Управляли дирижаблем с земли, по радио. Ныне в том же ОАО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» (ДКБА) кроме ДП-27 «Анюта» построили еще и привязной аэростат «Пересвет», который год назад прошел летные испытания.

Новый виток интереса к дирижаблям, которые в 20—30-х годах XX века были «королями воздуха» в том числе и в Арктике, вызван программой «Инновационный транспорт Севера», которая разработана рабочей группой Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве России. Согласно этой программе, в 2016 году северные регионы России должны будут проводить мониторинг местности с помощью дирижаблей, оснащенных тепловизорами, лазерными датчиками, радиолокаторами и видеокамерами. Проектировщики дирижаблей полагают, что использование этих аппаратов возможно не только для мониторинга трубопроводов, но и для патрулирования границ, ретрансляции связи, обнаружения подводных лодок, поиска мин в акваториях и т.д.

Правда, Геннадий Верба — президент НПО «Авгуръ — РосАэроСистемы», которая производит транспортные дирижабли , — полагает, что для Арктики нужны принципиально иные решения, чем «Анюта». «Форма “тарелки” себя не оправдывает, — сказал он. — Если ветер начинает дуть под определенным углом, то аппарат переворачивается. Чтобы этого не происходило, нужна сложная система стабилизации с несколькими силовыми установками, а это снизит надежность конструкции. Ветров же Арктике не занимать».

При этом эксперт согласился, что в целом аэростаты и дирижабли будут намного экономичнее любых других средств аэроразведки.

А бывший главком ВВС России Владимир Михайлов полагает, что в ближайшее время дирижабли снова станут частью военной авиации, как это было в начале XX века. «Дирижабли в свое время вывели из состава ВВС из-за их малой надежности, — сказал он. — Сейчас технологии ушли вперед, и дирижабли становятся крайне перспективным направлением — они дешевы, им не нужны аэродромы, для приземления годится любое поле».

Возрождение отечественного дирижаблестроения началось в 80-х годах XX века. Однако дирижабль «Русь», на который возлагалось немало надежды, так и не был достроен из-за отсутствия средств. Так что лишь на авиасалоне МАКС-2005 был представлен реально летающий дирижабль Аи-12м, построенный НПО «Авгуръ — РосАэроСистемы».

В 2012 году резидентом фонда «Сколково» стал проект со сложным названием — «Воздухоплавательный электроразведочный комплекс с автономным мобильным полевым базированием для электромагнитного зондирования недр и поисков месторождений полезных ископаемых». Основу его составляет специализированный аэростат с высокоточным оборудованием для поиска в труднодоступных регионах месторождений ископаемых, среди которых углеводороды, цветные и благородные металлы, алмазы, а также источников пресных и термальных вод.

Вице-президент фонда «Сколково» на Дальнем Востоке Сергей Жуков во время посещения технопарка «Якутия» поделился с журналистами своим мнением о значимости дирижаблей в транспортной логистике республики. Он рассказал, что фонд «Сколково» поддерживает проект «Атлант» компании «Авгуръ», где разрабатываются дирижабли в жестком корпусе. Их грузоподъемность — от 60 до 200 тонн. Особенности конструкции позволяют перевозить нестандартное оборудование и не зависеть от времени года. Так что скоро «левиафаны неба» снова можно будет увидеть над просторами Арктики.