Опять чадра?

«Возвращение к исламу» — этот лозунг взят на вооружение нынешними правителями Пакистана. С помощью религии они надеются подавить сопротивление народа военной диктатуре. Для женской части населения страны этот лозунг особенно трагичен: он означает лишение и без того немногочисленных прав, завоеванных прежде.

Трудно представить себе женщину-спортсменку в черном до пят одеянии и в чадре. Но возвращенные к жизни религиозные законы объявляют традиционную спортивную форму недопустимой. Вместо нее предписывается носить рубашки до колен и мешковатые шаровары. Только одной женщине было разрешено представлять Пакистан на Азиатских играх в Дели. Болельщицам приходится не легче, чем участницам соревнований. Власти запретили им находиться на трибунах, кроме тех случаев, когда на стадионе присутствует одни только женщины. Более того: сегодня в Пакистане женщинам не рекомендуется выходить на улицу — даже в сорокаградусную жару — с непокрытой головой или оголенными руками. А если ты на государственной службе — нельзя прийти на работу без чадры.

Возвращается и «мода» на «бурку» — большой кусок материи, с головы до ног закрывающий тело и оставляющий маленькую щель для глаз. При появлении посторонних полагается прикрыть и эту щелку...

Женщинам — дикторам на телевидении был дан приказ отказаться от косметики. Форма стюардесс была пересмотрена из-за нареканий в нескромности.

Но в положении пакистанских женщин происходят и другие изменения, гораздо более трагичные.

«Антиисламскую склонность женщин покидать кухню», отсутствие у них набожности все чаще называют одной из причин... экономического кризиса в стране, хотя женщины составляют лишь 3.79 процента рабочих рук в Пакистане — самый низкий уровень среди развивающихся стран. «Порой даже в крупных городах возникает ощущение, будто эта страна населена только одними мужчинами» — удивляются приезжающие сюда.

Выступавший по телевидению популярный толкователь корана заявил: женщины могут работать только учителями и медсестрами. А затем он заставил вздрогнуть телезрителей заявлением: женщин можно бить...

Пакистанки, чьи мужья, доверившись толкователю, решат действовать по корану, вряд ли найдут защиту у закона. Нынешняя судебная система страны чрезвычайно запутана. Дела о нарушении супружеской верности подвластны, как ни странно, военным. Эту неразбериху усугубляет то, что Исламский идеологический совет наделен полномочиями проверять компетентность гражданских судей и адвокатов в области ислама. Такая система обеспечивает свободу действий именно для ортодоксов религии, гарантирует их безнаказанность. И одновременно лишний раз подтверждает, что женщине негде искать справедливости. Английский журнал «Экономист» приводит на своих страницах пример пакистанского «правосудия». По обвинению мужа шестнадцатилетняя женщина была приговорена к сотне ударов бичом. Ее невиновность была доказана, но уже после исполнения приговора...

Дискриминация женщин неумолимо расширяется. Все тот же совет, подгоняя законы страны под ислам, призывает воскресить обычай «кровных денег». Их должен уплатить семье своей жертвы убийца, возместив тем самым нанесенный ущерб. Так вот, убийство женщины, по мнению мулл, проступок не столь ужасный, как убийство мужчины. И платить за него надо в два раза меньше. Та же приблизительно шкала должна действовать и при опросе свидетелей: голос одного мужчины приравнен к голосам двух женщин.

Наступление на права женщин продолжается и в области образования, хотя в стране и так один из самых низких в мире показателей грамотности населения — двадцать четыре процента. Для женщин этот показатель еще ниже: одиннадцать процентов. Редко кому из горожанок и особенно жительниц деревни, на которую приходится три четверти женского населения, удается посещать школу. Причин много — и обилие хозяйственных забот, что ложатся на плечи пакистанок еще с детских лет, и старые, живучие предрассудки. Но нынешнее правительство решило, кажется, уничтожить и то, что было достигнуто в женском образовании со времени провозглашения независимости.

Правительственные газеты уже вовсю пропагандируют «реформы». Похоже.

вскоре школы окончательно закроют свои двери перед женщинами, и образование станет чисто мужской привилегией. Директора некоторых учебных заведений в служебном рвении уже опережают события: они отослали своих учениц по домам. В одном колледже сочли, что преподавание наук вредно для девушек, и вместо физики или математики читают студенткам курс домоводства.

Висят в воздухе и другие перемены. Федеральный Консультативный совет, заменяющий парламент, предложил: не допускать к участию в законодательных органах женщин моложе пятидесяти. Да и тех только с письменного разрешения мужа. Под сомнение ставится даже право женщин участвовать в выборах. Муллы-фундаменталисты выступают за отмену закона о браке. Этот закон требует обязательной регистрации браков и определяет: прежде чем вступить в новый брак, мужчина должен зарегистрировать развод со своей первой женой. Отмена такого порядка отбросила бы пакистанок в сфере семьи и брака, по крайней мере, на столетие назад...

Как относятся сами женщины к тому, что происходит в стране? Они борются против несправедливости. Наряду с организациями взаимопомощи, такими, как Всепакистанская ассоциация женщин, по инициативе либеральных студенческих и профсоюзных кругов возникли новью организации, которые считают вопрос о равноправии женщин политическим. Одна из них — Форум действий в защиту женщин. Программа его гласит: «Защищать права женщин с тем, чтобы призывы Международного года женщины, под которыми Пакистан также подписался, не оставались мертвой буквой и чтобы положить конец всякой дискриминации женщин». В организацию входят пакистанки — служащие государственных учреждений, преподавательницы, врачи, юристы, студентки, работницы — члены профсоюза. Форум начинал свою деятельность с разъяснительной и пропагандистской работы. Его активисты устраивали конференции, семинары, манифестации, собирали подписи под петициями... Но августовские события 1983 года потребовали более решительных действий...

Напомним: в 1977 году в результате военного переворота к власти в Пакистане пришел военный режим Зия-уль-Хака. Парламент был распущен, приостановлено действие отдельных статей, конституции, началось наступление на права трудящихся, в том числе женщин.

Не раз Зия-уль-Хак обещал отменить военное положение, вернуть страну к гражданскому правлению. Но каждый раз нарушал обещание. А тем временем издавались все новые драконовские законы и указы, предусматривавшие суровые — вплоть до смертной казни — наказания за антиправительственные выступления.

Зия-уль-Хак объявил «новую политическую структуру» страны. Но, по сути, она закрепила старые порядки, оставив президенту диктаторские полномочия. И потому по призыву Движения за установление демократии (в его рядах объединились девять оппозиционных партий) в Пакистане началась «кампания гражданского неповиновения». Сотни тысяч людей вышли на улицы, чтобы потребовать немедленной отставки военного правительства, освобождения политзаключенных, восстановления конституции 1973 года. В антиправительственных де¬монстрациях приняли участие и женщи¬ны, которые связывают борьбу за свои права с требованиями восстановить демократические нормы в стране. Пакистанки не испугались репрессий властей и запугивания со стороны реакционных исламских партий. В Лахоре, Карачи, Моро. Матли, Хайдарабаде женщины шли вместе с мужчинами в рядах демон¬странтов. И среди тех, кто вдохновлял их на борьбу, была Бегум Нусрат Бхутто, вдова Зульфикара Али Бхутто, бывшего премьер-министра, казненного после военного переворота. Она возглавила Пакистанскую народную партию, лидером которой был ее муж, и сумела сохранить ее, несмотря на репрессии и преследования правительства. Нусрат Бхутто не раз говорила, что не создана для политической деятельности, но то, что происходит в стране, не может оставить ее равнодушной. К тому же память о добрых делах мужа обязывает ее достойно нести имя Бхутто...

Именно Нусрат вошла в число инициаторов создания Движения за установ¬ление демократии. Она яростная против¬ница запретов и ограничений, которые Исламский совет предписывает женщине: «Говорят, что петь — это грех. Говорят, что танцевать — это грех. Кто захочет приехать в такую страну?»

Нусрат Бхутто призывает рабочих, крестьян, все патриотические силы Пакистана объединиться в борьбе за восстановление демократических порядков: «Обстановка в стране такова, что рабочие, ремесленники и служащие страдают под тяжестью растущих цен на товары первой необходимости. Кругом страдания. Единственный выход из создавшегося положения — проведение всеобщих парламентских выборов».

Такие речи не по душе нынешним властям. За годы военного режима Нусрат Бхутто пришлось перенести такие тяготы, о которых раньше она — первая дама страны — и не подозревала. Домашние аресты, тюрьма. Одиночка. Пытка молчанием — тогда она нечего не знала о судьбе мужа. Но вот тюремщики в подробностях, смакуя детали, рассказали о том, как был повешен ее муж.

У Нусрат Бхутто началось тяжелое заболевание легких. После того, как у нее открылось легочное кровотечение, власти были вынуждены выпустить ее из тюрьмы. Смерть жены Бхутто могла бы вызвать нежелательный резонанс в мире. Нусрат выехала на лечение за границу, но не отказалась от борьбы. По всему Пакистану звучал ее призыв: «Восстаньте и освободитесь от цепей эксплуатации и репрессий!» И тысячи женщин в стране откликнулись на этот призыв. Несмотря на преследования, они не прекратили борьбу за демократию, борьбу за свои права.

Опять-чадра?-01

Источник-журнал Крестьянка

Меню Shape

free accordion joomla menu

Юмор и анекдоты

Юмор