Культура отношений
«...Как-то в разговоре с сыном я назвала поступок его товарища неэтичным, а он мне в ответ со смехом: этично, неэтично. Что это такое? От слова «этикетка» что ли? (Из письма Т. Новоселовой, Смоленская область.)
Действительно, слова: этика, этикет, этикетка — имеют общий корень. Но какова дистанция — от науки до... ярлыка?!
Слово «этика» (от греческого «этос» — нрав, характер) означает учение о морали, ее развитие, принципы, роли в обществе. Употребляют это слово также для обозначения целой совокупности норм морали и нравственности, принятых в данном обществе. Этика — это важная гуманитарная, «человековедческая» наука, и ни один сколько-нибудь крупный мыслитель в мировой истории не прошел мимо нее.
А этикет? Звучит схоже с первым словом, но по смыслу схоже ли с ним? Корень тух как видим, общий, и не случайно. Этикет — это значит принятый в данной среде при определенных обстоятельствах и в определенную эпоху свод правил поведения. Вот как поясняет это понятие в своем словаре известный знаток русского языка Владимир Даль:
ЭТИКЕТ — чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия: принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. ЭТИКЕТНИЧАТЬ — с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело.
В этом определении слышится — не правда ли? — нескрываемое презрение автора к «светскому», дворянскому этикету: не дело, а «будто дело», «ломливость», «внешняя обрядность», мы бы сказали сейчас «показуха», в поведении... Отсюда и впрямь уже полшага до «этикетки», до ярлыка. В нем указаны чин, порядок, «светский обык», а остальное — по той системе ценностей — так ли уж важно?!
Тот этикет навсегда ушел в прошлое вместе с чинами и порядками. Но. Вообще понятие этикета осталось. У нас оно выступает как «советский этикет». Какой смысл вкладываем мы в него?
«Мы должны относиться друг к другу' внимательно,— говорил М. Горький,— должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире — это человек». В этих словах — основа советской морали, советской этики и... этикета как свода правил поведения, внешней формы. Ведь внешняя форма должна находиться в гармонии, в органическом единстве с внутренней культурой, со всем нравственным строем человека. Такая вот гармония и составляет главную особенность понятия «советский этикет»,
В самом деле, в какую бы вежливую форму ни был облачен безнравственный поступок, он таковым и останется в наших глазах. И в коллективе наверняка единодушную отповедь получит не только откровенный грубиян, но и весьма, быть может, «обходительный» очковтиратель, лгун, бездельник...
Мораль присутствует при всех видах нашей деятельности: трудовой, общественной, в наших отношениях с коллегами, с друзьями, в семье...
Какие же поступки, какое поведение в нашем обществе считается нравственным? Несомненно, нравственно выполнение долга по отношению к Родине, коллективу, семье, отдельному человеку. Нравственно то, что имеет высокий духовный смысл, служит добру, возвышает человеческое достоинство.
Иногда спрашивают: а что это такое, собственно говоря, служить добру? На этот вопрос можно было бы отвечать долго, но я хочу сослаться на один материал, который был напечатан в №11 «Крестьянки» под названием «Дельта» действует в подполье». Он был посвящен жизни верной соратницы В. И. Ленина, замечательной революционерки Е. Д. Стасовой, и там говорилось о том, что бойцов ленинской гвардии объединяли, прежде всего, идейная общность и совершенно ясное понимание того, что «иначе нельзя».
Когда «иначе нельзя» для общества и «иначе нельзя» для человека совпадают — это и есть социалистическая нравственность. Причем на первом месте — для общества...
В почте «Крестьянки» немало свидетельств именно такой нравственной позиции: «Не для себя — для людей». И ведь бывает, что своей активностью, принципиальностью, нетерпимостью к недостаткам люди подчас ставят себя под удар, вызывают недовольство, насмешливые взгляды тех, кто привык жить по принципу «моя хата с краю».
Недавно побывал в редакции старый учитель из Ярославской области. Сейчас он, как принято говорить, на заслуженном отдыхе. Получает хорошую пенсию, имеет подсобное хозяйство, дом у него — полная чаша. Казалось бы, живи в свое удовольствие, отдыхай спокойно. Но... не может видеть старый учитель, что неважно идут дела в «его школе». Что снизился уровень преподавания, а по некоторым предметам вообще нет учителей и т.п. На тревожные письма в местный отдел народного образования он получил лишь равнодушную отписку: «Недостатки устранены». А они не устранены... Вот и приехал старый учитель в столицу, не за себя хлопотать — за дело...
Добавим также, что добросовестный труд, бережное отношение к социалистической собственности, непримиримость к несправедливости, достоинство и скромность — все это входит в понятие «социалистическая этика» как ее нормы.
Человеку всегда важно, как оценивают его поведение, его поступки другие люди, как он выглядит в глазах общественного мнения.
Добрая слава, хорошая моральная репутация укрепляют в человеке чувство собственного достоинства, поднимают уверенность в собственных силах, развязывают творческую энергию и инициативу. А достается добрая репутация непросто, так же как непросто стать по- настоящему нравственным человеком, пройдя через многочисленные жизненные испытания, которые не дано миновать никому... Но еще сложнее передать свой нравственный опыт детям, заложить в них прочные нравственные начала.
Ведь дети чрезвычайно чутки к малейшей фальши, к несправедливости, к любому разрыву между словом и делом. И когда мы встречаемся со скепсисом у молодого человека, с проявлениями нигилизма, ироническим отношением к «высоким» словам и понятиям, то часто за этим стоит своеобразная реакция на несправедливость по отношению к нему или кому-то другому со стороны старшего, чье-то лицемерие, двуличие, оказавшие пагубное влияние на впечатлительную душу подрастающего человека.
Главное, определяющее в поступках человека, в его жизненной позиции — идейность, нравственность, внутренняя культура. Но и внешняя культура чрезвычайно важна. Мы уже говорили о том, что в иных обществах, дворянском, например, или буржуазном, самодовлеющее порой значение придавалось или придается этикету как внешней форме поведения. Важным считается умение скрывать свои истинные чувства и настроения, но зато владеть такими, например, навыками чисто внешнего поведения, как умение поклониться, держаться за столом, пригласить даму к танцу и т. п. Все это уметь, в общем-то, нелишне, только не в этом, конечно же, главное.
Внешнюю культуру с внутренней связывают воедино такие качества личности, как вежливость, обязательность, тактичность, сдержанность и т. п. Они, помимо прочего, облегчают нам общение с другими людьми.
Как важно уметь правильно реагировать на поведение другого человека, понимать его состояние, быть готовым поддержать его в трудную минуту! Конечно, тактичность можно развить по мере накопления жизненного опыта. Только нужно помнить о высокой ценности этого нравственного качества и стараться тренировать свою чуткость, чтобы выработать автоматизм реакции в каждой конкретной ситуации. По-настоящему тактичный, чуткий, культурный человек никогда не позволит себе, например, эдак легко и беззаботно бросить мимоходом: «Как дела?» — человеку, который только что пережил какую-то большую неприятность, быть может, горе... Уместный в других случаях, этот вопрос в данной ситуации может прозвучать грубо и бестактно... И надо выработать в себе «привычку» мгновенно распознавать, какой тон, какое поведение уместно в той или иной обстановке, чтобы не обидеть равнодушием, но при этом и «не лезть в душу»...
Умение ориентироваться в оттенках человеческого поведения, сочувствовать, сопереживать воспитывается в человеке, но воспитывается не быстро и нелегко. Тут самовоспитание выходит на первый план. Надо самому глубоко осознать, что тебе необходимы эти качества, что они нужны для лучшего понимания окружающих. Овладевший этим умением, развивший в себе такую способность получит глубокое удовлетворение оттого, что люди будут тянуться к нему, дорожить его обществом, ценить его, и он будет платить им тем же.
Источник-журнал Крестьянка