Больное общество
В Соединенных Штатах продается карточная игра под названием «Ядерная война». Нет, она не из тех секретных «игр», которыми в порядке исполнения своих служебных обязанностей регулярно и всерьез занимаются над картой мира вашингтонские политики и генералы, разыгрывая разные варианты планируемой ими атомной войны.
Это забава для часов досуга, она открыто продается в игрушечных магазинах, упакованная в коробку с изображением ярко раскрашенного гриба атомного взрыва. В коробке — карты с нанесенными на них цифрами, обозначающими количество населения. Выигрывает в ту игру тот, кто сумеет «условно умертвить» все население на картах своего противника.
А некто Стив Джексон из города Остин запатентовал еще более забавную игру под названием «Убийца». Игра эта долгая — от сорока восьми часов и до семи суток кряду ее участники охотятся друг за другом повсюду днем и ночью с целью «проявить свой талант в искусстве истребления людей».
Только ведь в США убивают и всерьез. Об этом буквально кричит статистика преступности, которую даже президент Рейган назвал «ужасающей».
По официальным данным ФБР, вероятность стать жертвой убийства или другого серьезного преступления в США за последние десять лет возросла втрое. Каждые 24 минуты в США совершается убийство. Более двадцати двух тысяч в год. Это не считая тех двух миллионов человек, которые ежегодно остаются калеками в результате нанесенных им преступниками увечий.
Иностранцев, прибывающих в Нью-Йорк на пароходе и находящихся еще под впечатлением великолепного вида с моря на лес небоскребов и статую Свободы, буквально ошарашивает то, что на берегу их встречают стальные, как в тюрьмах, двери, решетки, барьеры, сторожевые псы у ног полицейских, вооруженных не только револьверами, но и армейскими автоматами.
Нью-Йорк, по официальным данным, находится лишь на восьмом месте в списке самых опасных городов США, но в Центральный парк города из боязни быть ограбленным или убитым люди боятся ходить теперь не только вечером, но и днем. Полицейские посты дежурят на каждой станции метро, сопровождают каждый поезд.
Медицинская статистика свидетельствует, что главной причиной смерти мужчин в возрасте от 15 до 44 лет в Нью-Йорке являются не болезни и не несчастные случаи, а убийства. Мужчин в этом городе убито уже почти в два раза больше, чем погибло американцев на фронтах второй мировой войны.
«Больное общество» — этот термин давно уже приняли не только критики, но и сторонники «американского образа жизни». Уже выведены определенные закономерности, «нормы» анормальности этого общества. Например, когда уровень безработицы в США повышается на 1 процент, число убийств возрастает на 5 процентов, самоубийств — на 7 процентов, на 4 процента становится больше заключенных в тюрьмах.
Пропагандистам буржуазного общества было бы, конечно, очень удобно обвинить в росте преступности и в прочих социальных недугах отчаявшихся безработных, если бы безработица не была порождением этого общества. И не только за океаном. Кое к чему из «американского образа жизни» привыкли уже в странах Западной Европы...
Вторжение в быт Франции и французов мира жестокости и насилия заставило французского писателя Поля Элюара написать сказку про девочку, которая не хотела расти, чтобы отдалить встречу с этим страшным миром взрослых...
В ФРГ в 1982 году было совершено свыше четырех миллионов только тяжелых уголовных преступлений. Обогатившись опытом из-за океана, создали настоящую мафию у себя дома японские бандиты. Пройдя школу американской «коза ностры», сицилийские мафиози прибрали к рукам уже весь Апеннинский полуостров.
...На постаменте памятника, сооруженного в городе, где жил изобретатель известного револьвера, высечена надпись: «Бог создал людей — полковник Кольт сделал их равными». Револьвер в Соединенных Штатах всегда мог и может купить себе каждый. А там уж все зависит от умения вовремя пустить его в ход. Как это важно, свидетельствует уже то, что возник чисто американский вид спорта — соревнование на быстроту выхватывания пистолета. Вместе с рождением Соединенных Штатов родился там и «закон кольта»: прав тот, кто выстрелит первым.
Культ грубой силы — одна из главных основ «американского образа жизни». Так повелось со времен первых колонистов, истреблявших коренное население Америки, и с далеко не романтичных в действительности и совсем не славных дней «золотой лихорадки».
Нравы мафии определили мораль «американского образа жизни», ее методы стали общепринятым средством достижения успеха в экономической конкуренции и политической борьбе.
В свое время Карл Маркс отметил, сколь верна фраза из журнала «Куотерли ревью» о том, что при 100 процентах прибыли капитал «попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». Разного рода преступлениями отмечен путь «наверх» практически всех семей американских миллиардеров. Мало того: преступники из мафии давно уже стали поистине уважаемыми членами американского общества. Роскошные особняки главарей мафии, расположенные в самых фешенебельных кварталах американских городов, поражают своим великолепием. Съезды синдикатов преступников проводятся практически вполне легально.
Еще бы не уважаемые люди! Ведь прибыль в их бизнесе достигает 1000 и даже 2000 процентов. Общий объем годового оборота индустрии организованной преступности, перевалив за 50 миллиардов долларов, занимает третье место в экономике страны, уступая лишь автомобильному концерну «Дженерал моторе» и нефтяному гиганту «Эксон».
Угодив за торговлю наркотиками в тюрьму в Лиме, один из боссов империи зла, некий Карденас, предложил за свое освобождение правительству Перу финансовую помощь в ликвидации колоссального внешнего долга страны.
На мелкие услуги, оказываемые преступным миром внешне респектабельным бизнесменам и политикам, уж давно перестали обращать серьезное внимание. Так же, как смотрят сквозь пальцы на преступные действия самих респектабельных господ, включая высших чиновников администрации Рейгана. Они, по свидетельству американских газет, давно уже превзошли своих предшественников по количеству скандалов, связанных с коррупцией и незаконными махинациями.
Член комиссии по торговле между штатами Ф Андре, которого вместе с министром труда США Р. Донованом обвинили в связях с мафией, прямо заявил, что. рассматривает взятки как «элемент свободного рынка». И если Никсона в свое время с позором выгнали из Белого дома за то, что его люди лишь пытались подслушивать разговоры политических противников, то Рейгану и его «рати» сходит с рук, мягко говоря, «изъятие» документов из штаб-квартиры ныне поверженного конкурента. Человек, участвовавший в осуществлении этого преступления, ныне занимает пост главы Центрального разведывательного управления США. Там он использует секретную экономическую информацию, добываемую его агентами, для собственных спекуляций на бирже.
На выборах 1980 года администрация Рейгана которую называют «правительством миллионеров», пришла к власти главным образом потому, что обещала уменьшить безработицу путем снижения налогов на предпринимателей. Они, как предполагалось, вложат высвободившиеся у них деньги в развитие новых производств и создадут тем самым новые рабочие места. Ныне выяснилось, часть недополученных государством налоговых денег действительно была вложена их хозяевами в развитие производства. Но прежде всего не в США, а в других странах, где рабочая сила дешевле и процент прибыли выше. В Америке же безработица тем временем выросла, а в раде районов достигла уже 20 процентов. Сколько это, если считать по той «норме» убийств, самоубийств и прочих тяжелых преступлений?
Ничего не можем сделать,— разводят руками миллионеры из администрации Рейгана — Мы не имеем права заставить хозяев поступить иначе. Не можем нарушать свободу частного предпринимательства».
Пока существует эта «Свобода», основа основ системы капитализма, преступность и насилие были и будут неотъемлемой частью американского образа жизни», как и всего буржуазного общества в целом.
Нигде в мире, ни одно общество на земле не создало столь презрительного отношения к слабому и неудачливому. При всей быстротечности и переменчивости мод одна из них в Америке неизменна — это мода на богатство и успех. И частная реклама, и государственная пропаганда, и весь традиционный строй мышления в США внушают людям, что настоящий американец должен обязательно быть богатым, сильным, красивым и удачливым.
«Вы выглядите на миллион долларов» — говорят друг другу американцы при встрече вместо того, чтобы просто сказать: «Вы хорошо выглядите». «Я покупаю это»,— скажет американец, чтобы выразить согласие со своим собеседником
Денежные отношения, рыночная конъюнктура пронизывают все американское общество, где и в работе и в личных отношениях людей, как на рынке, нет и, не может быть ничего постоянного и прочного. Любые ценности рассыпаются в прах перед тем, что сегодня лучше продается, за что в данный момент больше платят. К чисто денежным отношениям часто сводятся дружба, любовь и даже родственные связи.
Тот, кто не сумел стать богатым,— слабак, недостойный называться настоящим янки. Потому-то с ранних лет юный американец живет в постоянном страхе, как бы не отстать от своих сверстников. Он боится не справиться, не успеть, не суметь. И поэтому он готов на все, чтобы схватить, вытащить, вырвать из рук конкурентов по «крысиной гонке» — так сами американцы называют свою жизнь — заветный счастливый билет. Чтобы разбогатеть, он готов пойти и на преступления, описаниями которых полны газеты, книги, радио- и телепередачи. Там все так просто: убил или ограбил банк, час работы — и миллион в кармане, и ты «наверху».
Не понимая подчас, что реклама «американского образа жизни» и «равных возможностей» их обманула, что места «наверху» достаются лишь немногим, юные американцы, не достигшие заметного успеха в жизни, а тем более те, кто стал безработным, винят в этом себя. Считают себя тупицами, недостойными жизни на земле. В этом — причина миллионов трагедий, источник пьянства, наркомании, душевных болезней, преступности и самоубийств, принявших массовый характер.
Общество, не сумевшее дать своим гражданам никакого идеала, кроме всевластия денег,— больное, обреченное общество. Президент Картер был вынужден первым признать то, что в годы его правления произошел решающий поворот в сознании американцев: опросы общественного мнения неопровержимо доказали, что народ, традиционно славившийся своим оптимизмом, надеждой на счастье и успех в будущем, не верит больше в «хэппи энд». Взамен этого в сознании подавляющего большинства американцев прочно укоренился «глуми бум» — «бум уныния».
Это уныние и страх перед настоящим и будущим подогреваются возникшей в последние годы «индустрией страха». В ней независимо друг от друга, но в одном направлении, каждый со своей целью действуют и некоторые буржуазные деятели искусства, и предприниматели, и политики.
Первые, уловив тенденцию эскалации страха, создали с целью наживы литературу и кинематограф ужасов. Вторые, умышленно сгущая страхи возможных экономических катастроф, пытаются тем самым держать в повиновении, отвадить от забастовок рабочих и служащих. Третьи вкупе с первыми и вторыми раздувают военный психоз, пугают людей «нашествием коммунизма», чтобы подстегнуть и оправдать гонку вооружений, заставить людей смириться с проводимой ими политикой, продиктованной интересами военно-промышленного комплекса.
Огромной отраслью «индустрии страха» с многомиллионными оборотами стал бизнес всевозможных религиозных сект, обещающих запуганным, запутавшимся в жизни людям спасение души. Миллионы долларов зарабатывают на том же тучи расплодившихся в США ведьм, колдунов, гадалок, астрологов и прочих шарлатанов, обеспечивающих легковерным американцам «контакт с потусторонним миром».
Убеждая сограждан в мнимой беззащитности Америки перед «агрессивным мировым коммунизмом», вашингтонские политики и генералы постоянно трясут нацию своим «балансированием на грани войны» — с репетициями ядерных тревог, наводняют газеты, экран и эфир паническими картинами вот-вот готовой разразиться ядерной катастрофы. И все с той же единственной целью — оправдать агрессивную внешнюю политику Вашингтона.
Некоторые психологи в США утверждают, что на фильмы ужасов, запуганные окружающей действительностью, американцы ходят, будто бы для того, чтобы... успокоиться. Выйдут, мол, они после сеанса из зала, где только что видели реки крови и горы трупов, и вздохнут облегченно: «Уф! В жизни все-таки не так страшно!»
Одни американские ученые считают, что это хорошо — вроде бы успокоился человек. Другие утверждают, что плохо — с каждым новым кровавым фильмом идет привыкание к жестокости, насилию и страху, идет повышение морального болевого порога, которое может, в конце концов, привести и к полной морально-нравственной глухоте.
Хотя глава Белого дома и вздыхает притворно по поводу «ужасающей» статистики преступности, но сегодняшнее состояние американского общества на руку правящей верхушке миллионеров. В обстановке насаждаемой жестокости и страха, растущего пессимизма и отчаяния легче запугать обывателя «советской угрозой», отвлечь внимание народных масс от кричащих противоречий американского образа жизни, еще более взвинтить гонку вооружений.
Пессимизм — психология тупика, политического, экономического, нравственного. Это понимают уже самые разные слои населения в «свободном мире». Они ищут выхода из нынешней ситуации и обсуждают варианты.
Постоянным фактором политической жизни Запада стали антивоенные массовые выступления. Западная Европа продолжает протестовать против размещения здесь американских ядерных ракет, и пикеты у американских баз не сняты. «Если американцы не готовы пожертвовать Чикаго ради Гамбурга, то какого дьявола мы должны жертвовать Гамбургом, чтобы защитить Чикаго?» — этот вопрос задает своим читателям западногерманский журнал «Шпигель».
Чувствуя настроение масс, все главные соперники Рейгана на предстоящих выборах обещают вести более разумную, взвешенную политику, расширить диалог с миром социализма. Один из них. Г. Харт, вспоминает времена Рузвельта, признает, что «повторение традиционных лозунгов и идеологических доктрин не вернет людям работы, не поставит под контроль гонку вооружений, не поможет нанести поражение нынешней администрации». «Больное общество» ищет средства, которые спасли бы его. «Традиционные лозунги и доктрины» явно и очевидно обанкротились.
Источник-журнал Крестьянка