АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ РОССИИ

Сегодня мы — единственная страна, которая строит атомные ледоколы. У нас уже есть большой флот ледоколов, как атомных, так и дизельных. Например, российские дизельные ледоколы не первый год обеспечивают доставку продовольствия не только на свои, но и на американские арктические базы.

Но этого мало, полагают специалисты. Вот уже несколько лет в России ведутся разговоры о создании «ледокола будущего», который сможет проводить сквозь ледовые поля самые крупнотоннажные суда. И вот недавно атомный ледокол проекта 10510 (ЛК-110Я), известный также как проект «Лидер», начал приобретать зримые черты. По словам одного из разработчиков Павла Томашевского, он будет иметь в длину 215 метров, 40 метров в ширину.

«При работе над проектом нас попросили не ограничивать фантазию и создать что-то максимально отвлеченное от реальности, — сказал Томашевский. — Уже есть компоновочные схемы и чертежи, технические данные — эти данные надо было принимать во внимание. Этот проект разрабатывался во взаимодействии с ЦКБ “Айсберг”».

Судя по традиции Росатомфлота наследования имен списываемых атомоходов класса «Арктика», ЛК-1ЮЯ может получить имя «Россия».

И это не единственный проект такого рода. Недавно также появилась информация о том, что в марте 2016 года в Санкт-Петербурге планируется заложить головной ледокол проекта 21180 для ВМФ. По сообщению агентства ИТАР-ТАСС, техническое и рабочее проектирование нового заказа выполняется силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей». Предполагается, что суда этой серии будут нести службу в Арктике и на Дальнем Востоке.

По данным разработчиков, ледокол будет иметь современную энергетическую оснастку, винторулевые колонки, электропривод, работающий на новых принципах. Водоизмещение составит 6000 тонн, длина — 84 метра, ширина—20 метров, высота борта —10 метров. В автономном плавании судно сможет находиться до 60 суток, максимальная дальность плавания 12 тысяч миль.

Уже сейчас в прессе началась полемика: «А зачем нам нужен этот ледокол?» Сегодня частные иностранные и отечественные компании создают контейнеровозы, танкеры и другие суда «усиленного ледового класса, которые способны обходиться без ледокольной проводки». Так что строить просто ледокол, дескать, слишком накладно.

Однако заметим, что стоимость такого корабля соизмерима со стоимостью футбольного стадиона, которых к чемпионату 2018 года строят в стране явно больше, чем надо. И окупятся ли они, еще большой вопрос.

Между тем, несмотря на все разговоры о глобальном потеплении, судоходство по Северному морскому пути без помощи ледоколов пока невозможно. Мало того, в 2010—2011 годах сложилась необычно тяжелая ледовая обстановка в Финском заливе и Охотском море, что заставило направить туда часть ледоколов из Арктики. А зимой 2013/14 года замерзло Азовское море, и более 60 судов попали в ледовый плен, а еще свыше 100 судов из-за льда не могли войти в Керченский канал.

Таким образом, вовсе не зря «Балтийский завод» приступил к строительству ледокола, который войдет в состав российского флота в декабре 2017 года. Его длина составит 170 метров, ширина — 34 метра, а осадка — 10,5 метра. Мощность реакторной установки, не требующей заправки в течение семи лет, достигнет 175 мегаватт, что даст возможность преодолевать льды толщиной в три метра. Судно будет работать как на мелководье, так и на глубинах акватории Северного Ледовитого океана и сможет обеспечить проход кораблей с полезной нагрузкой (дедвейтом) до 100 тысяч тонн.

Как заявил генеральный директора компании «Атомфлот» Вячеслав Рукша, подобные ледоколы необходимы для освоения Ямальского газового месторождения. Основная отличительная черта нового корабля, помимо того что он больше и мощнее любого другого ледокола, — это возможность изменять глубину посадки в пределах от 8,5 до 10,5 метра. Такая особенность позволит ему курсировать не только в открытых полярных водах, но и в некоторых менее глубоких (по сравнению с океаном) реках Сибири, тянущихся далеко в глубь территории России.

Российские разработчики также представили новый перспективный проект многокорпусного ледокола. Нужен он вот для чего. Как рассказал заместитель генерального директора Крыловского государственного научного центра Евгений Апполонов, одной из важнейших задач в добыче углеводородов на шельфе замерзающих морей России является вывоз добытой продукции. И для этого требуются весьма крупнотоннажные суда. Но современные ледоколы не в состоянии обеспечить им надежный и безопасный путь, для этого требуются иные, способные сделать широкий проход во льду.

В результате проведенных исследований был предложен многокорпусный ледокол. Он будет иметь три или четыре небольших ледокольных корпуса, объединенные единой палубой-платформой. В итоге будет обеспечена прокладка широкого (более 50 метров) канала в сплошных льдах.

Вообще в Санкт-Петербургском Крыловском институте ныне развернута целевая программа развития гражданской морской техники, финансируемая российским правительством. Исследования ведутся сразу в нескольких направлениях. Например, создаются проекты бурового судна и корабля-трубоукладчика.

Буровое судно предполагает наличие бортовой сквозной шахты, над которой расположена буровая вышка. Для постановки судна на якорь в ледовых условиях будет использован специальный аппарат позиционирования и особая якорная система. Само буровое судно будет осуществлять переход в точку проведения буровых работ в сопровождении двух судов — заводчиков якорей и при необходимости ледокола.

Необходимость строительства морских трубопроводных систем для транспортировки углеводородов в арктических условиях предъявляет особые требования и к судам-трубоукладчикам. Они должны иметь особо прочные корпуса, мощные двигатели и технологический комплекс, обеспечивающий операции по перегрузке труб.

К сказанному остается добавить, что ныне помимо экономических существуют и важные военно-политические аргументы в пользу строительства новых, в том числе и военных, ледоколов. Например, слышали ли вы, что США считают остров Врангеля собственной территорией? И в Оттаве тоже считают сей остров своей, исконной канадской землей...

Наверное, так повелось с тех пор, когда государства Антанты оккупировали в период Гражданской войны территорию нашего Севера. Так или иначе, но ныне, поскольку в XXI веке всерьез пошел спор, кому достанутся природные богатства Арктического бассейна, претензии Запада на русский сектор Северного Ледовитого океана будут все возрастать.

Например, в докладе комиссии США по арктическим исследованиям, озаглавленном «Арктический океан и изменение климата: сценарий для военного флота США», опубликованном в 2002 году, прямо говорится, что противоречия по поводу Севморпути становятся важным пунктом в повестке российско-американских отношений; «США продолжают настаивать на том, что покрытые льдом проливы Севморпути являются международными и представляют собой субъект транзитных перевозок; Россия продолжает считать проливы своими внутренними водами, — сказано в докладе. — Скорее всего, это останется спорным политическим вопросом между США и Россией».

А 13 марта 2014 года европарламент принял резолюцию, призывающую к созданию заповедной территории вокруг Северного полюса. Под этим лозунгом, говоря прямо, у нас хотят оттяпать большую часть российского арктического сектора, который де-факто принадлежит нам уже почти 90 лет. С тем чтобы там, как у себя дома, хозяйничали корабли США, Канады, Японии, Норвегии и т.д. Словом, холодная война в Арктике никогда не прекращалась. И чтобы противодействовать всяческим проискам, нам нужен мощный полярный флот, включая атомные ледоколы.