Внутреннее предостережение и что делать?

Сегодняшнее положение в стране вызывает тревогу у всех, кому дороги надежды на демократические перемены в нашей жизни. Повсеместные забастовки шахтеров, кровавые столкновения в Грузии, Узбекистане, Казахстане, непрекращающаяся конфронтация в Нагорном Карабахе, забастовки и общее обострение противоречий в Прибалтике, широко выраженное общественное недовольство на Украине и в Молдавии, в других регионах страны дают четкое представление о реальности нынешней угрозы стабильности государства и общества. Прибавим сюда глубокий экономический кризис, нехватку некоторых основных продуктов питания, катастрофические темпы инфляции — и мы увидим, сколь взрывоопасна общественная и политическая ситуация в стране. Кажется, опасность взрыва видят сегодня все: от главы государства до участников многотысячных митингов и демонстраций. Об этой опасности говорят с трибуны Верховного Совета СССР. Теперь уже и средства массовой информации начали вводить в свой обиходный словарь такие понятия, как «чрезвычайное положение» и даже «гражданская война»...

Внутреннее предостережение и что делать_001

Опасность реальна. И если, слава Богу, о гражданской войне говорить пока нет прямых оснований, то чрезвычайное положение без четкой регламентации, без определенных точно целей, сроков и пределов — повседневная реальность Нагорного Карабаха, Абхазии, Ферганы, ряда городов и населенных пунктов страны... Понятно, что только дальнейшее и скорейшее развитие демократического общественного механизма может вывести страну из состояния всеобщего кризиса. Но сегодня никто не даст гарантий, что обострения кризиса не случится еще до того, как демократический механизм будет создан и заработает в полную силу. Между тем обострение кризиса может повлечь за собой страшную (особенно страшную в наш ядерный век) угрозу общественного хаоса. А такая угроза, в свою очередь, может породить соблазн установить власть «сильной руки», установить диктатуру военного типа.

Установление военной диктатуры отдалило бы на годы, если не на десятилетия, демократические перемены у нас в стране.

Однако даже при обострении кризиса, даже при необходимости объявить чрезвычайное положение в стране, а такая необходимость может возникнуть объективно, остановка демократического процесса вовсе не обязательна. К опасности обострения кризиса надо готовиться сознательно. Для действий правительства в условиях чрезвычайного положения необходимо заранее подготовить демократические и правовые нормы, которые позволили бы при любом развитии событий в стране сохранить демократическое направление преобразований и определяющую роль уже созданных и еще создающихся государственных и общественных демократических институтов.

Создание демократической правовой системы для действий правительства в условиях чрезвычайного положения требует продуманной и подробной разработки соответствующего законодательства (включая необходимые изменения Конституции СССР), широкого и демократического обсуждения проблемы. Эта работа должна быть начата немедленно.

Внутреннее предостережение и что делать_002

Имея в виду последующую подробную регламентацию, мы предлагаем Верховному Совету СССР в самом срочном порядке сформулировать и принять как закон СССР (может быть, в виде Основ законодательства СССР о чрезвычайном положении) главные принципы будущего законодательства.

Мы считаем, что эти принципы должны основываться на принятых международных правовых понятиях, богатой мировой практике и предусматривать следующее:

  1. Чрезвычайное положение на всей или части территории страны может быть введено лишь в кризисной ситуации, затрагивающей все население этой территории и угрожающей организованному существованию сообщества, составляющего основу государства.
  2. Чрезвычайное положение может быть оправдано только и исключительно стремлением возвратить страну к нормальному демократическому развитию и поэтому должно быть строго и определенно ограничено во времени.
  3. Полномочия введения чрезвычайного положения, процедура принятия такого решения, а также пределы допустимого повышения полномочий исполнительной власти должны, быть строго определены законом. Ничто в законодательстве о чрезвычайном положении не может выводить правовую ситуацию в стране из-под законного эффективного контроля, как внутригосударственного, так и международного. Во всяком случае, должны быть предусмотрены законодательные меры, прямо запрещающие изменение Конституции в период чрезвычайного положения и неоправданное, незаконное его продление.

Внутреннее предостережение и что делать_003

При всех условиях законодательное решение должно обеспечивать суверенитет Республик.

Предлагаемое срочное законодательное решение должно включать, по крайней мере, следующие принятые в международном сообществе принципы:

  1. принцип объявления — повсеместного, предпринимаемого в установленные законом сроки уполномоченным на то официальным органом и в соответствии с заранее установленной процедурой;
  2. принцип уведомления государств — членов международного сообщества должным узаконенным способом и в должные сроки;
  3. принцип исключительной угрозы, исходящей из неизбежности кризиса, угрожающего организованному существованию общества, кризиса, который невозможно предотвратить мерами, допускаемыми в обычный период;
  4. принцип пропорциональности предпринимаемых мер ограничения или приостановки прав и свобод степени опасности кризисной ситуации с тем, чтобы ограничения не выходили за те строгие пределы, которых требует создавшееся положение;
  5. принцип не дискриминации, требующий, чтобы ограничение прав при чрезвычайном положении не влекло за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, национальной принадлежности, пола, языка, религии или социального происхождения;
  6. принцип неприкосновенности некоторых основных прав, по крайней мере, таких, как право на жизнь, на свободу от применения пыток, от рабства, от ретроспективного возбуждения уголовного дела, право на признание правосубъектности, на свободу совести и религии, семейные права, права ребенка, право на гражданство, право на участие в жизни государства.

Внутреннее предостережение и что делать_004

Подготовленный специальной комиссией Верховного Совета проект Основ законодательства о чрезвычайном положении должен быть предложен для всенародного обсуждения, а принятый Верховным Советом закон об Основах утвержден на Съезде народных депутатов.





Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор