ЧЕЛОВЕК И АВТОМОБИЛЬ

Каждый новый пятилетний план раскрывает перед страной новые горизонты, новые вдохновляющие перспективы в нашем продвижении вперед по пути дальнейшего экономического и социального развития. Трудно переоценить значение транспорта в выполнении определяемых на пятилетие задач. Он, как известно, относится к ключевым отраслям, то есть к тем, от которых прямо зависят успехи дела в целом. Все это в полной мере характеризует и автомобильный транспорт. Однако потребности народного хозяйства и населения он пока еще удовлетворяет не полностью. Улучшить качество работы — одна из основных его задач в новой пятилетке. Под этими словами надо иметь в виду не только ускорение доставки грузов и пассажирских сообщений, но и самые действенные меры по предупреждению дорожных происшествий и их социальных последствий. Решениями наших партийных съездов повышение безопасности дорожного движения отнесено к проблемам государственной важности. Это закономерно, ибо речь идет не только об экономической стороне дела, а о здоровье и жизни советских людей.

В минувшей пятилетке немало сделано в этой области. Значительно выросла наша дорожная сеть, были вложены большие средства в совершенствование активной и пассивной безопасности автомобилей и автомобильных дорог, в производство и внедрение технических средств организации движения. Были пересмотрены программы подготовки водителей, приняты новые ГОСТы и Правила дорожного движения, положения о ГАИ, о службах безопасности движения министерств и ведомств, введены новые лимиты скоростей движения, предпринят ряд других шагов. Однако надо прямо сказать, что результаты всех этих усилий могли быть значительно выше. Мы вправе были на это рассчитывать. Пока что достигнута по сути дела лишь стабилизация положения с аварийностью, приостановлен рост ДТП и пострадавших в них. Это тоже определенный результат, но чувства удовлетворения он еще вызвать не может. Добиться снижения происшествий в абсолютных показателях, к сожалению, так и не удалось, хотя реальность этого в ряде регионов страны доказана на практике.

Человек и автомобиль_001

Таким образом, вопрос о качестве и эффективности наших мероприятий встает сегодня во главу угла.

Безопасность движения, как известно, проблема комплексная. Это доказано самой жизнью. Это явствует из программы экономического и социального развития СССР. В ней, хочу подчеркнуть особо, задача повышения безопасности движения поставлена не только перед автотранспортниками, но и перед дорожниками, службами обеспечения технического состояния транспортных средств, наконец, перед научными силами. Комплексный характер должна носить, разумеется, и вся намечаемая программа работ в этой области. И все же, если из всего круга вопросов постараться выделить то звено, которое может скорейшим образом привести к снижению аварийности, нам следует иметь в виду, прежде всего социальный аспект проблемы, так называемый человеческий фактор. Надо предпринять решительные шаги для улучшения качества подготовки водителей, воспитания у них высокой дисциплины, культуры вождения ведь при всех прочих условиях благополучие на дорогах, в конечном счете, в их руках.

Предметом особого внимания был и должен остаться транспорт общего пользования. В новой пятилетке у него еще более ответственные и сложные планы, еще больше объемы перевозок пассажиров и грузов; грузооборот, в частности, увеличится примерно в 1,4 раза. Надо прямо сказать, что успешно справиться с новыми заданиями, в совершенстве овладеть современной высокопроизводительной автомобильной техникой под силу лишь хорошо обученным водителям, при высокой производственной и трудовой дисциплине.

Человек и автомобиль_002

Следует иметь в виду и тот факт, что дальнейшее развитие народного хозяйства страны в значительной степени связано с освоением новых, иногда еще не обжитых районов Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и других территорий. Здесь появятся сотни крупных промышленных предприятий, ряд индустриальных гигантов. Сюда, естественно, будет направлено много автомобилей, здесь станет трудиться большая армия водителей. Условия движения, во всяком случае, поначалу, будут гораздо сложнее, чем в других местах.

Другая сторона вопроса. Массовая автомобилизация, а она в стране приняла именно такой характер, сопровождается естественно, значительным расширением и обновлением круга водителей. Очень много людей, впервые садятся за руль автомобиля или мотоцикла. Только за последние пять лет у нас получили водительские права около 15 миллионов человек. А молодые водители гораздо чаще становятся виновниками дорожных происшествий. И это обстоятельство тоже диктует необходимость новых шагов по улучшению подготовки водителей, повышению их мастерства. Это полностью относится и к владельцам личных машин — автомобилистам и мотоциклистам, которых в стране уже более 20 миллионов.

Но дело, разумеется, не только в том, чтобы кандидат в водители получил достаточную сумму знаний. Это должно подкрепляться комплексом мер воспитательного характера.

Задумаемся над таким фактом. Казалось бы, в городах, где, как известно, и парк автомобилей и число пешеходов больше, чем в других местах, больше должно быть и дорожно-транспортных происшествий. Но это не так: статистика свидетельствует о том, что в сельской местности показатели аварийности хуже, как говорят, по всем статьям.

Человек и автомобиль_003

Парадоксальным этот факт выглядит лишь на первый взгляд. Если проанализировать его, станет понятно, о чем он говорит. О том, что безопасность определяют не только условия движения, хотя их важную роль никто не станет отрицать, но и субъект движения, то есть сам человек — его дисциплинированность, ответственность в отношении к делу, его культура, в том числе и профессиональная, когда речь идет о водителе. Почему, скажем, автотранспортные предприятия в десять—двадцать автомобилей имеют в несколько раз худшие показатели по аварийности, чем крупные, на 200—500 машин? Разве они работают в других дорожных условиях? Сплошь и рядом в тех же самых. Но в крупных автохозяйствах полнее и эффективнее проявляется роль трудового коллектива во всем, в том числе и в воспитании, учебе водителей, распространении передового опыта.

В общем, социальная сторона проблемы безопасности движения все более выступает на первый план, и необходимо активнее вести исследования — социально-демографические, правовые, медико-биологические, психологические и по другим вопросам, связанным напрямую с так называемым человеческим фактором. Положительные сдвиги в этом направлении есть. Вырос интерес к рассматриваемой проблеме со стороны научных организаций разных ведомств. Начали координировать их усилия Главное управление ГАИ и ВНИИБД МВД СССР. Однако в целом науке еще предстоит много сделать в вопросе о надежности водителя.

Мы до сих пор мало вмешивались в учебный процесс, ограничиваясь в основном согласованием программ подготовки и приемом экзаменов. Это положение надо изменить. Есть смысл глубже заняться вопросами подготовки водителей и организации учебного процесса в целом.

Наконец, надо повышать уровень не только обучения, но и экзаменационной работы. Совершенствовать деятельность и расширять сеть регистрационно-экзаменационных подразделений, разработать научные основы программ и методики проведения экзаменов по теории и практике.

Человек и автомобиль_004

Коль речь зашла о ГАИ, выскажу еще одно соображение по поводу того, почему в некоторых случаях наши усилия не имеют максимальной отдачи. Нам не хватает порой настойчивости и дисциплины в осуществлении до конца всего намеченного. Возьмите, скажем, ремни безопасности. И наукой, и практикой доказано, что они ежегодно могли бы спасать на дорогах тысячи жизней. Было приложено много сил, чтобы наладить их широкое производство. За минувшее пятилетие выпущено около 20 миллионов ремней. Сегодня ими оснащаются все выпускаемые легковые автомобили. Требование об обязательном применении ремней включено в Правила дорожного движения. Но посмотрите, как мало водителей и пассажиров пользуется ими. Разъяснительную работу продолжать, разумеется, надо. Но где же строгий контроль за исполнением принятых требований? То же самое можно сказать и в отношении установленных лимитов скоростей. В 1976 году, когда их только ввели в действие, эффект был очевиден: в целом число погибших снизилось на 2,4, раненых — на 1,2%, а на дорогах — еще больше. Когда же надзор несколько ослаб, все вернулось, как говорится, на круги своя.

Коснусь в этой связи такой стороны дела. Мы иногда сетуем на недостаток научно обоснованных рекомендаций, думаем, что для дальнейшего повышения безопасности движения надо изобрести что-то новое, оригинальное. Искать новые решения, разумеется, надо. Но сейчас, пожалуй, важнее повсеместно распространить передовой опыт. Специалисты подсчитали: если бы во всех регионах удалось выйти на уровень лучших, то число происшествий и погибших в них сразу заметно снизилось бы. Вот какие огромные резервы повышения эффективности работы еще не используются.

В улучшении условий для безопасного движения транспорта и всей его работы велика роль телемеханических (ТСКУ) и автоматизированных (АСУД) систем управления движением. Они помогают выполнить и поставленную в пятилетке задачу уменьшить влияние транспорта на окружающую среду. Применение таких систем позволяет не только повысить скорости сообщения и пропускную способность уличной сети, но и снизить транспортный шум, загазованность воздуха, потребление топлива и т. д. Иными словами, решить в какой-то степени и экологические-проблемы.

Человек и автомобиль_005

Органы ГАИ и местные Советы более активно налаживают серийное производство современной аппаратуры для систем управления дорожным движением. За минувшие пять лет на их внедрение затрачено свыше 20 миллионов рублей. Монтаж телемеханических устройств координированного управления движением ведется в 56 городах страны, еще в десяти внедряются автоматизированные системы, которые будут охватывать уже не отдельные магистрали, а целые городские районы, как, скажем, «Старт» в Москве. И все-таки процесс этот идет не так быстро, как хотелось бы. В предстоящем пятилетии предполагается ввести в строй более 20 общегородских АСУД и не менее 130 ТСКУ. Это значит, что темпы внедрения новой техники должны быть увеличены, по крайней мере, вдвое.

В этой связи хотелось бы напомнить о роли Советов народных депутатов и комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения, о необходимости более активного участия их в составлении планов и контроле за выполнением этих планов. В новой пятилетке в несколько раз будет увеличен выпуск технических средств организации движения, и надо, чтобы все это поскорее находило применение на практике. А о том, что возможности производства неизмеримо выросли, красноречиво говорит только один факт. В период подготовки к олимпиаде-80 на олимпийских маршрутах в короткий срок было установлено свыше 100 тысяч дорожных знаков и указателей.

Человек и автомобиль_006

Возрастают требования и к самим транспортным средствам. К сожалению, автозаводы в своих инструкциях по уходу за автомобилем слишком мало места отводят вопросам безопасности. Более полный перечень мы находим в Правилах дорожного движения, а также в Правилах технической эксплуатации подвижного состава. На наш взгляд, все требования к техническому состоянию транспортных средств должны быть объединены в государственном стандарте, и чем скорее такой документ появится, тем лучше.

Другая сторона вопроса — повышение активной и пассивной безопасности транспортных средств. Статистика говорит о том, что около 50% аварий сейчас — столкновения и опрокидывания машин, причем с ростом интенсивности движения подобного рода происшествия множатся. Во всяком случае, последнее десятилетие такую тенденцию обнаружило. Абсолютное большинство пострадавших также сами водители и пассажиры машин. Стало быть, надо более внимательно подумать об их защите при возможных авариях.

Можно отметить, что в прошедшей пятилетке НАМИ и автозаводы больше внимания уделяли повышению активной и пассивной безопасности конструкций автомобилей. Достаточно сказать, что было разработано 26 государственных и 22 отраслевых стандарта в этой области. Сейчас они реализуются, хотя и здесь мы еще сталкиваемся с медлительностью. Но не менее важно как следует взяться за грузовые автомобили. Прежде всего, усилить надежность кабин и замков дверей, улучшить устойчивость и управляемость в сложных дорожных условиях, ликвидировать довольно широкий еще диапазон в их тормозных качествах, внести ряд других усовершенствований. Пока что принимаемые в этом направлении меры явно недостаточны.

Замечу, что в плане повышения безопасности, защиты водителей и пассажиров от тяжелых травм дальнейшего совершенствования требуют и конструкции мотоциклов. И вопрос этот стоит достаточно остро, ибо среди пострадавших при ДТП мотоциклисты занимают первое место. В свое время, напомню, одно только введение шлемов снизило среди мотоциклистов смертельные травмы при авариях не менее чем на 20%. К сожалению, перспективная программа Минавтопрома в области стандартизации не предусматривает создания системы стандартов, которые способствовали бы техническому прогрессу в разработке конструкций мотоциклов повышенной безопасности. Мы считаем необходимым в ближайшие два-три года все основные параметры безопасности в конструкции мотоциклов нормировать ГОСТом, и прежде всего цветографические схемы покраски, характеристики световых приборов, материалы, повышающие различимость мотоцикла в темноте.

Человек и автомобиль_007

Немалые резервы повышения безопасности и скоростей движения заключены в совершенствовании нашей дорожной сети. Темпы дорожного строительства, к сожалению, еще отстают от темпов роста парка. Недавним постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР намечена большая программа коренного улучшения дорожного хозяйства. На претворение ее в жизнь уйдут годы. Это относится, прежде всего, к новому строительству. Но безопасность движения зависит в основном от хорошего эксплуатационного состояния уже построенных дорог, И именно совершенствование существующей сети обещает наиболее быстрый эффект.

Конечно, будет совершенствоваться дальше и служба ГАИ. На ее вооружение поступит целый ряд новых технических средств для контроля и надзора за движением, экзаменационная и диагностическая аппаратура. Однако и здесь в центре нашего внимания будет оставаться сам работник Госавтоинспекции — представитель советской милиции. Министерство внутренних дел СССР и впредь будет уделять неослабное внимание этой службе, повышению эффективности и культуры ее работы, устранению случаев грубости, необоснованных претензий к участникам движения, недостаточно квалифицированных действий. Необходимость усиления этих мер прямо вытекает из постановления ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями».

Человек и автомобиль_008

Итак, проблема безопасности движения остается в повестке дня, приобретает больший масштаб и значение. И решать ее придется в условиях все более сложных, даже если иметь в виду только количественный рост парка машин. По традиции в наших планах намечаются высокие рубежи, трудные и в то же время реальные цели и задачи. Выполнима, без сомнения, и задача повышения безопасности движения. Но усилий для ее осуществления, для приведения в действие не использованных еще резервов надо предпринять, разумеется, немало, направив на это и весь научно-технический потенциал, и возможности Госавтоинспекции, трудовых коллективов, каждого советского человека.





Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор