Sentstory.ru



Центральна (Сусанинская ) площадь в Костроме

Центральная (Сусанинская) площадь в Костроме

Поволжье — анфилада областных городов. Все они разные, но во всех них есть коренная российская одинаковость. Всегда есть главная площадь, место рождения города: Соборная, Кремлевская, Центральная или Красная. Всегда есть и главная улица, отходящая от главной площади; чаще всего это дорога на Москву; где-то на ней или при ней вокзал, почтамт, администрация города. Еще несколько улиц, либо параллельных и перпендикулярных главной, либо исходящих лучами из того же центра. На этих улицах все каменное, все многоэтажное, представительное и даже помпезное; здесь есть архитектура, стиль; здесь фронтоны и колонны, особняки модерна и остатки классических усадеб; здесь современные общественные и административные здания, сквер с памятником Ленину. Где-нибудь недалеко — непременный элемент городского центра — набережная Волги. Но стоит два шага шагнуть в сторону, заглянуть за линию штукатурно-крашеных фасадов — и попадаешь в мир полутораэтажной России с ее мезонинами, сараями, заборами, скамеечками при воротах, деревянной резьбой наличников и балкончиками под кровлей.

Губернским зодчим порой удавалось создавать своего рода шедевры — собирая оригинальное целое из одних и тех же апробированных в столицах компонентов. Пожалуй, наиболее яркий пример такого успеха — главная площадь Костромы, именовавшаяся в разные времена Екатеринославской, Сусанинской, Центральной. Девиз этого ансамбля, сформировавшегося в 1780-1830-х годах, — «Своеобразное из обыденного».

В основе композиции — полукруглая (точнее, многогранная) площадь с расходящимися от нее улицами-лучами. Такая радиальная планировка — результат регулярного градостроительства Екатерининской эпохи. По схожим планам были перестроены многие старинные города России. (Все древнее при этом считалось «варварским» и в большинстве случаев уничтожалось.)

Основу и фон архитектурного облика площади образуют Торговые ряды. Кострома — город купеческий, торговый; ряды — обширный комплекс построек, занимающий целый квартал. На площадь выходят, выстроившись по линии, образующей основание полукруга, два очень похожих корпуса: Красные ряды (Гостиный Двор) и Большие Мучные ряды. Обширное пространство между ними когда-то занимали тоже торговые ряды, только временные, деревянные; сейчас на их месте сквер. Двухэтажные ряды оформлены аркадами в один ярус, четырехколонными портиками с треугольными фронтонами над проездными воротами, — словом, все сделано по рецепту, разработанному в Петербурге строителями Гостиных Дворов от Трезини до Деламота. Но есть и свое, родное: в каре Красных рядов пре-красно вписана церковь Спаса в Рядах (полное название — церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) с традиционным луковичным пятиглавием, а ее колокольня, эффектно возвышаясь над портиком и воротами, создает одну из двух вертикальных доминант площади.

Торговые ряды — порядок и ритм, но порядок милый, домашний, а ритм не совсем четкий, чуть-чуть неправильный, как провинциальная речь. Все это было бы скучновато, если бы не здание пожарной команды с каланчой. Оно, бесспорно, притягивает взоры всякого, кто вышел впервые на Сусанинскую площадь. Торговые ряды — хор, а тут — солист.

Губернский архитектор П. И. Фурсов проявил немалый талант при постройке этого сугубо утилитарного здания. Оно не без гордости выставляет на площадь свой портик с ионическими колоннами, поддерживающими треугольный фронтон. Над портиком — сужающийся кверху восьмерик каланчи, основание которого украшено маленькими, как бы игрушечными колонками и фронтончиками, а на вершину водружен четырехгранный фонарь, окруженный обходным балконом. От этой фигурной постройки веет безмятежной легкостью; кажется, что крик «пожар!» должен прозвучать с ее высоты призывной песней.

Этому соло вторят здания гауптвахты и присутственных мест; басом подтягивает особняк генерала Борщова. Сами по себе они — никто, но в ансамбле — каждый на своем месте.



Яндекс.Новости: Главное

Яндекс.Новости: Главное