Талашкино-Флёново - «мир искусств» княгини Тенишевой

Среди дворянских усадеб коренной России можно найти роскошные Версали и тихие прибежища отшельников, дворцы, поражающие причудливой фантазией, и хижины, подкупающие простотой. А есть и такое: простота соединяется с фантастичностью, хижина становится дворцом.

Талашкино, имение Тенишевой, было в начале XX века маленьким царством живого искусства. Искусство ходило здесь не в мантии, не в тоге, не в великосветском фраке, а по-домашнему — в рубахе-косоворотке. Сюда приезжали, здесь работали прославленные Врубель, Рерих, Васнецов — и вместе с ними одаренные крестьянские дети из окрестных деревень, умельцы-ремесленники, мастерицы-вышивальщицы, плотники, резчики, гончары... Художественная коммуна в барском имении.

С XVI века село Талашкино, что близ Смоленска, принадлежало помещикам Шупинским. В 1893 году княгиня Екатерина Святополк-Четвертинская, урожденная Шупинская, продала его мужу своей подруги князю Вячеславу Тенишеву. Это был князь-промышленник, «миллионщик». Ему принадлежал огромный металлургический завод под Брянском, дома в Москве и Петербурге. Но заводы не интересовали его жену, княгиню Марию. Дама незаурядная (ходили слухи, что она дочь императора Александра И), Мария Клавдиевна обучилась живописи и лепке, основала в Петербурге художественные мастерские. В искусстве она искала новых путей. Приехала в гости к подруге в Талашкино... И нашла источник нового в хорошо забытом старом: в народных ремеслах и промыслах. Князь купил имение; княгиня создала в нем творческую обитель, объединившую великих и малых делателей мира искусств.

От времен Тенишевой в Талашкине сохранилось далеко не все. Но две постройки и сегодня напоминают о княгининой мечте. В их названиях звенят художественные колокольцы: теремок во Флёнове и храм Святого Духа.

Флёново — деревенька, часть Талашкина. Теремок красуется на зеленом косогоре в окружении кленов, сосен, берез. На кирпичном цоколе — несколько асимметрично состыкованных срубов из бревен, сложенных в обло; высокая крыша щипцом; обильная и ярко раскрашенная резьба на торцовой стороне большого сруба. Вот эта резьба и создает чудо. Чего в ней больше — фантазии, душевной простоты, искушенного мастерства, творческого полета? Вот солнце, вот Жар-птица, вот курносый змей с чешуей и клыками, вот гребцы в пестрой ладье, а над ними паруса как лебеди... И деревья из сказочного леса. И мир вокруг тоже становится сказочным, лишь только отведешь глаза от расписного терема.

Художник Сергей Малютин строил этот дом для школы, созданной в Талашкине княгиней Тенишевой. Хотел бы я в такую школу ходить учиться!

А над теремком, на вершине холмистой гряды, — постройка еще более дивная — храм Святого Духа. Он, правда, так и не был освящен и храмом в полном смысле слова не стал. Но духовная сила в нем заключена немалая. Из цоколя, облицованного тяжким гранитом, вырастает ступенчатая пирамида, оформленная тремя ярусами килевидных закомар; алтарная часть выступает мощными апсидами. Наверху — высокая, неожиданно изящная маковка. Скала, корабль и пагода одновременно. И лик Христа — прекрасный и грозный — на притворе, над входом.

Лик этот создал Николай Рерих. Он расписал храм внутри, но роспись в советские годы погибла. Просто от небрежения.