Sentstory.ru



Причуды старого Бийска

Причуды старого Бийска

Путешественник, попавший в центр старого Бийска после долгих странствий по пыльным дорогам и однообразным селениям Предалтайской равнины, непременно испытает своего рода шок. Перед ним открывается мир архитектурного буйства, безграничной фантазии, вписанной в тесные рамки строительных возможностей далекого уездного города Южной Сибири.

Бийск возник в Петровскую эпоху как крепость на беспокойной границе Российской империи и Джунгарского ханства. После уничтожения Джунгарии маньчжурами Горный Алтай вошел в состав России, и Бийск потерял военное значение. Зато стал торговым городом: отсюда открывался путь по Катуни и Чуе через Алтайские горы в Монголию и Китай. На рубеже XIX и XX веков по этому пути началась прокладка дороги, именуемой Чуйским трактом. Ключевое положение на тракте обусловило «бийский строительный бум»: в городе строятся особняки купцов, торговые пассажи, здания банков, общественные здания и храмы. За два-три десятилетия город приобрел своеобразный, ни с чем не сравнимый облик.

В архитектуре старого Бийска можно условно выделить два направления — модерн и «кирпичный стиль», причем к каждому из этих терминов нужно обязательно добавить: бийский. Ибо в них есть что-то неповторимо-местное, оригинальное.

Вот — Народный дом (ныне здание Бийского драматического театра). Ритм сдвоенных и строенных окон, наличников и колонок, ризалитов, щипцов и столбиков на углах крыши, и над этим всем — круглая башенка с куполом и шпилем. Весело, подвижно и солидно.

Усадьба Асанова — особняк модерна с балконами, буйными выступами на крыше — почти итальянская вилла, только с сибирской устойчивостью и кряжистостью опирающаяся на суровый охряно-красный фундамент.

Пассаж Фирсова — верх архитектурной фантазии в рамках функциональной целесообразности. Тут все: колонки при дверях, полукруглый фронтон над входом, широкие дугообразные окна главного этажа, карниз, тоже выгнутый дугой со стороны углового фасада, а над ним — высокий выступ с фигурными столбиками и шарами, прикрывающий чердачный этаж. И наконец, безумно-криволинейной формы купол с круглыми окнами, шпилями и какой-то штуковиной наверху, столь сложной, что ей даже не придумаешь названия.

Постройки бийского «кирпичного стиля», пожалуй, еще интереснее. Главная особенность — разнообразный рельеф, от простого руста и пилястр до узора столь замысловатого, что голова идет кругом. И все — только кирпич, без лепнины, штукатурки и облицовочного камня. Вот дом купца Иванова: колонны, капители с волютами, полукруглые фронтоны, вазоны на крыше, множество прочих декоративных деталей — и все из кирпича. А вот — здание-чемпион: Торговый дом купца Рождественского. Он буквально весь увит кирпичной лозой. Его стены сплошь покрыты живописным узором, создающим изумительную игру света и тени на красно-терракотовом фоне. Треугольники, стрелки, кружки, дуги, прямолинейные и криволинейные фигуры... Стена — не стена, а кружево; дом — не дом, а пирожное.

Традиции старой архитектуры не забыты в современном Бийске. Здесь можно увидеть совсем новые постройки, в которых звучат жизнеутверждающие мотивы не скованного академическими стандартами бийского «кирпичного стиля».

Тревожит, однако, то, что многие памятники старины бесхозны, заброшены и разрушаются. Несколько лет назад сгорел пассаж Фирсова. Будет ли он восстановлен?



Яндекс.Новости: Главное

Яндекс.Новости: Главное