ТРАГЕДИЯ В ОХОТСКОМ МОРЕ

Впрочем, и без добычи метангидратов промышленникам хватает забот, связанных с плавучими буровыми. Вот вам только одни пример...

Об этом происшествии даже видавшие виды журналисты писали не очень охотно. 18 декабря 2011 года буровая платформа «Кольская», на борту которой находились 67 человек, опрокинулась. Как сообщило ГУ МЧС по Сахалинской области, экипажи ледокола «Магадан» и буксира «Нефтегаз-55», которые направились на помощь попавшим в беду людям, приступили к спасательной операции.

Плавучая буровая находилась тогда в центральной части Охотского моря, в 200 километрах от побережья острова Сахалин. Хотя у всех находившихся на борту платформы людей имелись индивидуальные средства спасения (гидротермокомбинезоны и спасательные жилеты), шторм и холодная вода оставляли не так уж много надежд на спасение.

Далее сообщения с места трагедии напоминали фронтовые сводки. «Из 67 человек, находившихся на борту, спасены лишь 14. К настоящему моменту найдены 16 тел, девять подняты на поверхность, — сообщал “Интерфакс”. — Около 40 человек пока считаются пропавшими без вести»...

По предварительным данным, погибли главным образом не моряки, а бурильщики, которые на платформе в момент транспортировки вообще не должны были находиться. Их взяли, поскольку организаторы рейда из экономии не стали арендовать дополнительное пассажирское судно, писал «Коммерсант». В свою очередь, газета «Московские новости» узнала, что перед трагедией платформа занималась бурением скважины для «Газпрома», которую Камчатская природоохранная прокуратура и Росприроднадзор считают незаконной.

По факту гибели установки и людей тут же было возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Как основные версии произошедшего следствие рассматривало нарушение правил безопасности при проведении буксировки и неучтенные погодные условия.

Утром 18 декабря платформа и сопровождавшие ее суда попали в шторм. Скорость ветра составляла 15—20 м/с с порывами до 25 м/с, высота волн — до 6 метров. У буровой выбило иллюминаторы, вода стала поступать во внутренние помещения. В 9.24 по местному времени (2.24 по Москве) экипаж установки подал сигнал SOS. Спустя три с половиной часа платформа перевернулась и затонула.

После получения сигнала SOS на место тут же вылетели несколько вертолетов Ми-8 и самолет Ил-38 Тихоокеанского флота, писал «Коммерсант». К месту происшествия они добрались довольно быстро, но практически с первого взгляда стало ясно, что спасать уже некого. Сама платформа к этому времени затонула (она находится на глубине более километра), а на поверхности воды держались лишь пустые надувные плоты, закрытая шлюпка и несколько тел в гидрокостюмах.

«Магадану» и «Нефтегазу-55» к тому моменту удалось поднять на борт 14 человек — в основном это были моряки, которые в момент аварии несли вахту и находились на палубе. Все они сумели самостоятельно по веревками лестницам подняться на относительно низкий борт буксира. Спустить же с судов шлюпки и достать из воды тела погибших и спасти раненых за весь день не позволяла погода.

Как сообщили «Коммерсанту» источники, осведомленные о ходе расследования, такого большого числа жертв не должно было быть. «Примерно половина из общего числа находившихся на установке людей не имела к перегону “Кольской” никакого отношения, — сказал анонимный собеседник газеты. — Это были операторы буровых установок, их помощники, крановщики и т.п.».

Между тем, согласно пункту 2.10 инструкции по безопасности морских буксировок от 8 июля 1996 года Федеральной службы морского флота России, «для обеспечения безопасности буксируемого судна на его борту может находиться квалифицированный экипаж или его минимально необходимая часть, возглавляемая капитаном. Буксировка судна с пассажирами на борту запрещается».

Источник предположил, что капитаны ледокола и буксира отказались взять бурильщиков на борт из-за отсутствия нужного количества спасательных средств на борту. А арендовать еще одно судно для перевозки пассажиров организаторы по каким-то причинам не стали.

Между тем, по информации «Московских новостей», аварии на таких платформах не редкость, но до затопления дело доходит редко. Самый громкий случай произошел весной 2010 года на проекте ВР в Мексиканском заливе, когда после взрыва и пожара затонула платформа Deepwater Horizon. Несмотря на несопоставимость масштабов экологических последствий катастроф (у берегов США произошел самый крупный разлив нефти в истории), из 126 человек, находившихся на Deepwater Horizon, пропавшими без вести считаются всего 11. Остальные были спасены. Правда, климатические условия в районе двух катастроф сильно различаются. В случае с «Кольской» число погибших, к несчастью, значительно превысило число выживших.

Что тут добавить к уже сказанному? Арктика по-прежнему требует самого серьезного к ней отношения. Иначе трагедий не избежать. Тем более что на горизонте просматриваются все новые угрозы.

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор