«ОРЕЛ» НА ПОЛЮС НЕ ДОЛЕТЕЛ...

Осознав, что достичь полюса на корабле или пешком — занятие рискованное и трудоемкое, некоторые исследователи стали предлагать атаковать «макушку» Земли с воздуха.

Одним из первых с этой идей выступил в 1895 году инженер Саломон Андрэ. Он выступил в Шведской королевской академии наук с соответствующим докладом, и страна разделилась на два лагеря — одни сочли изобретателя сумасшедшим другие решили, что идея вполне осуществима.

Согласно проекту, разработанному Андрэ, шар должен был поднять в воздух трех человек. Место старта — остров Шпицберген. От него до полюса отсюда примерно 1200 километров. Эту дистанцию, по мнению Андрэ, можно преодолеть по воздуху за двое суток. Если, конечно, будет дуть подходящий ветер.

А достигнув Северного полюса, Андрэ со спутниками предполагал перелететь либо в Северную Америку, либо к одному из городов Сибири. И то и другое расстояние шар, по расчетам, способен преодолеть дня за четыре...

Этот необычный проект поддержали многие видные шведские ученые. Они знали, что Саломон Андрэ в юности блестяще окончил Высшую техническую школу в Стокгольме, где проявил отменные способности, особенно в изучении физики. Так что в его технической подкованности можно было не сомневаться.

В 1882 году Андрэ впервые попал на остров Шпицберген и «заболел» Арктикой. Он провел год на шведской метеорологической станции и полагал, что достаточно подкован в познании арктической погоды.

Вернувшись со Шпицбергена на материк, Андрэ совершил несколько поездок во Францию, где были лучшие специалисты по изготовлению воздушных шаров, и познакомился с постановкой дела в их мастерских.

Все это Андрэ изложил в докладной записке. И в 1892 году Шведская королевская академия наук, привлеченная напористостью Андрэ, выделила ему специальную субсидию. На нее Саломон приобрел воздушный шар в совершил на нем 9 полетов над Швецией и Балтийским морем.

Приобретя необходимый опыт, Андрэ пришел к выводу, что для полета к полюсу нужен шар большего объема и грузоподъемности. Его по заказу Андрэ изготовили опять-таки парижские мастера. А денег на новый шар дал не кто иной, как Альфред Нобель.

Шару присвоили гордое имя «Орел» и стали готовиться к штурму Арктики. Летом 1896 года полет к Северному полюсу так и не состоялся, хотя воздушный шар был доставлен на Шпицберген и готов к старту. Помешала плохая погода, и путешествие пришлось отложить на год.

Наконец 11 июля 1897 года Андрэ и два его спутника — инженер К. Френкель и ученый Н. Стриндберг — заняли места в гондоле. Попутный ветер набирал силу. Под мощное «ура!» провожающих «Орел» поднялся на стометровую высоту и полетел на северо-восток...

Увы, в назначенное время воздушный шар не объявился ни в Северной Америке, ни в Сибири. В конце концов шведское правительство, обеспокоенное отсутствием вестей о судьбе экспедиции, снарядило в Арктику специальное поисковое судно. Однако и на родину оно вернулось ни с чем.

Следы воздухоплавателей были найдены лишь в 1930 году, через 33 года после старта «Орла». Матросы норвежской промысловой шхуны «Братвог» обнаружили на острове Белый, что расположен между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа, выглядывающий из-под снега нос брезентовой лодки. Рядом лежал багор, на котором значилась надпись: «Андрэ».

Раскопав находку, моряки обнаружили в ней два ружья, мотки веревок, банки с консервами, патроны, спички, деревянные коробки с компасом и секстантом. Здесь же был большой тюк с одеждой, в котором был спрятан карманный календарь с рукописными цифрами наблюдений и разными пометками.

Далее выяснилось, что лодка была привязана к саням. Потом матросы нашли и вторые сани. А под гранитной скалой на краю площадки они обнаружили человеческий скелет. А вскоре нашли останки и еще двух человек...

Едва только весть о находках достигла Швеции, немедленно на остров Белый отправилась специальная экспедиция. Ее участники нашли также лыжи, кусок оболочки воздушного шара с частями одежды, походную аптечку, примус, коробку с принадлежностями для шитья и деньгами, кастрюли, чашки, бумажник Френкеля и записную книжку Андрэ. Здесь же оказались металлические ящики, в которых лежали кассеты с фотопластинками.

Сопоставляя заметки Андрэ и фотографии исследователи и смогли предположить, что же произошло с воздухоплавателями после того, как «Орел» навсегда скрылся с глаз наблюдателей...

Сначала воздушный шар, подгоняемый воздушным ветром, полетел к северо-востоку. К вечеру он начал медленно снижаться, воздухоплаватели стали понемногу выбрасывать балласт.

В ночь с 11 на 12 июля направление полета изменилось — шар стал медленно двигаться к западу. Туман к этому времени сгустился настолько, что вокруг почти ничего не было видно. Иногда ветер стихал, и тогда шар застывал на одном месте.

На вторые сутки полёта сквозь туман выглянуло солнце, вновь подул ветер. Нагревшись в солнечных лучах, шар немного поднялся вверх, но потом снова попал в полосу тумана. К тому же вскоре начался мелкий, неприятный дождь. Под тяжестью капель дождя и тумана летательный аппарат становился все тяжелее и спускался все ниже. Однажды гондола даже ударилась об лед.

Андрэ распорядился выбросить весь балласт, но и это уже не помогло — шар летел на высоте лишь нескольких метров над неровной поверхностью льда. Тогда за борт полетел железный якорь, тяжелый нож для резки канатов, причальные канаты...

Утром 14 июля шар все еще медленно двигался, но гондола непрерывно ударялась о поверхность льда. Стало понятно, что дальнейший полет на «Орле» невозможен — оболочка шара обледенела и промерзла, чего Андрэ не предвидел.

Около 7 часов утра он открыл клайаны воздушного шара, и через некоторое время воздухоплаватели высадились на лед.

Вскоре путешественники выяснили, что до ближайшей суши было около 350 километров. На таком расстоянии, примерно одинаковом, лежали и Шпицберген к западу, и Земля Франца-Иосифа к востоку.

На обоих островах для участников экспедиции были приготовлены запасные базы продовольствия. Однако до них еще предстояло добраться. Правда, на этот случай в гондоле были лыжи, лодка и трое небольших саней.

К пешему походу готовились неделю. Решили идти на восток, к Земле Франца-Иосифа. Двинулись, но вскоре поняли, что груз на санях слишком тяжел. Тогда было решено оставить на каждых санях лишь около 130 килограммов. А чтобы сэкономить продукты, решили побольше охотиться — в этих местах было много белых медведей и тюленей.

Однако путь становился все более трудным — приходилось брести по глубокому снегу, буквально прорубаться сквозь торосы. А вскоре путешественники сделали очень неприятное открытие: они все время шли на восток, к Земле Франца-Иосифа, а льды дрейфовали на юго-запад — получалось что Андрэ и его спутники, вместо того чтобы двигаться вперед по сути дела, топтались на месте.

Однако в конце концов льды вынесли путешественников к острову Белый. Ясно было, что здесь придется зазимовать—впереди была долгая полярная ночь. Но вот о том, что происходило с тремя воздухоплавателями дальше, к сожалению, почти ничего не известно — последние записи Андрэ безнадежно испорчены.

Навсегда останутся тайной и обстоятельства гибели путешественников. Можно, однако, утверждать, что причиной стал не голод или холод, потому что продовольствия в лагере, как и теплой одежды, было вполне достаточно. Есть предположение, что путешественников засыпал снежный обвал — над тем местом, где была найдена палатка, как раз нависал ледовый щит, покрытый мощным слоем снега.

Не исключено также, что справедлива и версия, которую выдвинул датский ученый Трайд. Дело в том, что позднее в Арктике была открыта неизвестная прежде болезнь — трихинеллез. Страдают ею животные — моржи, тюлени и белые медведи. Бывали и случаи поражения болезнью людей. Симптомы таковы — высокая температура, глазные и головные боли, общее отравление организма.

Датский ученый побывал в музее Стокгольма, где хранятся сейчас вещи, найденные на последней стоянке Андрэ, и на остатках медвежьих костей действительно обнаружил бактерии, вызывающие эту болезнь...

К сказанному остается добавить, что долететь до полюса на воздушном шаре удалось лишь 23 мая 2005 года. Российская экспедиция «Святая Русь» под руководством известного российского путешественника Валентина Ефремова совершила полет от мыса Арктический архипелага Северная Земля до Северного полюса за 38 суток. Рейс оказался столь продолжительным потому, что команде приходилось подолгу выжидать, когда подует ветер нужного направления. Тогда они наполняли оболочку горячим воздухом с помощью газовых горелок и продолжали путь.

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор