«ПРИЗРАЧНЫЕ КОНВОИ» ГИТЛЕРА

Итак, мы с вами убедились, что гитлеровцы активно использовали подводный флот не только для того, чтобы пиратствовать в Мировом океане. Вспомните хотя бы, как в романе «Острова в океане» Эрнест Хемингуэй описывает охоту союзников за Немецкими субмарины в районе Кубы. И сам писатель на таком же катере, как описан в романе, вместе со своей командой действительно участвовал в подобной охоте.

Но что, собственно, делали гитлеровские подводники в районе экватора, вдали от театра активных боевых действий? Для ответа на этот вопрос позвольте несколько выйти за рамки этой книги, чтобы уточнить легенду о «призрачных конвоях» Гитлера.

Иначе говоря, давайте поговорим о немецких океанских «снабженцах», обеспечивавших германские субмарины в Карском море (возможно, и в море Лаптевых), а также подводных транспортах Третьего рейха и границах их применения.

В книге Ганса-Ульриха фон Кранда «Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде» довольно подробно рассказано о сверхсекретной подводной эскадре «А», чьи субмарины официально никогда не числились в составе кригсмарине. В советской литературе это соединение обычно именуется как «личный конвой Гитлера», или «призрачный конвой».

Чаще всего о его существовании вспоминают в связи с легендой, что, дескать, в подземной рейхканцелярии в конце апреля 1945 года был оправлен не сам Гитлер, а его двойник. Фюрер же был вывезена подлодкой «призрачного конвоя» в Аргентину или вообще на тайную базу в Антарктиде.

Однако гипотеза о существовании базы в Антарктиде вызываема серьезные сомнения у многих исследователей. Ведь о ней, кроме разговоров о сражении эскадры американского адмирала Берда с «летающими тарелками» наци после Второй мировой войны, нет никаких свидетельств. А сам факт подобного сражения отрицали как сам Берд так и другие участники того похода. Кроме того, вот уже многие десятилетия в Антарктиде постоянно живут полярники, над ее просторами! летают самолеты, вертолеты и спутники. Уж за это время что-то да они я могли заметить?.. «Иное дело — секретные рейсы транспортных субмарин из эскадры “А”, — пишут по этому поводу уже упоминавшийся нами историки Д А.Ф. Федоров, B.C. Злобин и С.А. Ковалев. — Сегодня известно, что к подводным лодкам этого соединения можно отнести, например, субмарины типа ХА, которые изначально строились как океанские постановщики минных заграждений. Работа над проектом была прекращена из-за того, что гросс-адмирал Карл Денниц выступил против лодок столь значительных размеров. Дескать, они слишком заметны и уязвимы»...

Поэтому на практике были задействованы субмарины типа ХВ — минные заградители несколько меньшего водоизмещения, чем ХА, но все же достаточно крупные подлодки нацистов. Все 8 субмарин этого типа чаще всего использовались как подводные «снабженцы». Кроме того, в «призрачное соединение» могли входить 3 подводных крейсера типа XI и еще несколько скоростных германских подлодок проекта 476 (тип XVIII).

Надобность в таком флоте была продиктована ходом военной компании. Чтобы наладить боевое снабжение частей вермахта и люфтваффе, ведущих военные действия в Норвегии, пришлось задействовать подлодки для доставки боеприпасов, топлива и прочих грузов.

Кроме того, подводные транспорты было решено привлечь осенью 1942 года для осуществления внезапного вторжения немецких войск в Исландию. На верфях рейха был заложен и построен подводный транспортный танкер U-459 (тип XIV). За ним еще несколько подобных же субмарин.

Таким образом, в состав кригсмарине вошли две серии специальных транспортных подлодок: десяток подводных танкеров milchkuh (в просторечии «дойные коровы») и четыре подводных торпедовоза.

Эти подводные транспорты также использовались для заправки боевых субмарин, находивших на океанских позициях в ожидании подходящей добычи — например, транспортов, везших боевую технику из США в Европу по ленд-лизу. При собственном водоизмещении более 1900 тонн они принимали на борт до 700 тонн дизельного топлива.

Торпедовозы были несколько меньше подводных танкеров. Они имели специальный отсек, в который принимали 39 торпед.

Таким образом, подводный танкер в паре с торпедовозом обеспечивал продление боевых действий десятка субмарин по крайней мере на месяц,

В Советской Арктике подводные транспорты использовались еще и для других целей. Например — для перевозки никелевой руды из Скандинавии в Германию, где ее применяли при производстве брони, а также для снабжения всем необходимым тайных баз в Заполярье. Возили такие транспорты и спецгрузы с подземного Лиинахамарского завода в Девкиной Заводи, о котором говорилось выше.

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор