Красноярский и Хабаровский железнодорожные мосты

Эти два чуда инженерно-технического строительства уже не существуют в первоначальном виде и качестве. Пролетные фермы Красноярского и Хабаровского мостов совсем недавно были демонтированы и сданы в металлолом, и лишь одна из них — в Хабаровске — сохранена: поставлена на постамент над берегом Амура как памятник великому прошлому. И все же мосты живут, действуют; опоры, возведенные более столетия назад, несут на себе обновленные пролеты. А главное — жива мысль, жива воля человеческая, способная совершать невозможное.

Красноярский и Хабаровский железнодорожные мосты_001

В 1896 году на окраине Красноярска — тогда маленького деревянного городка — началось строительство моста через Енисей. В марте 1899 года мост был готов, испытан и сдан в эксплуатацию. Еще через год его точная модель экспонировалась на Всемирной выставке в Париже — и получила Гран-при и золотую медаль с формулировкой «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Енисейский мост стал одним из строительных чудес света.

И неудивительно. Нужно выйти на берег Енисея, увидеть эту могучую реку, чтобы понять: строительство моста здесь уже есть чудо. А еще зимой в сорокаградусный мороз посмотреть сквозь ледяную дымку на мост, на его замерзшую сталь, которая, кажется, вот-вот лопнет, сжатая в объятиях сибирского мороза и енисейского ветра. А еще по весне услышать грохот раскалывающегося льда, глянуть на гигантские белые глыбы, выдавливаемые вздувшимися водами на опоры моста... Как велик и грозен Енисей — так прекрасен в своей силе мост, перекинутый через него.

Красноярский и Хабаровский железнодорожные мосты_002

Красноярский железнодорожный мост построен под руководством инженера Е. К. Кнорре по проекту профессора Императорского Московского технического училища Л. Д. Проскурякова. Здесь впервые были использованы фермы разработанной Проскуряковым полигональной конструкции: их верхняя часть представляет собой не дугу, а ломаную линию. Такие фермы проще в изготовлении и позволяют облегчить конструкцию при сохранении ее надежности. Длина моста около километра, ширина проезжей части — около 6 метров, вес металлоконструкций — 5440 тонн. Высота ферм — до 20 метров, ширина пролетов — 140 метров. Полностью реконструирован в 1999-2007 годах.

Красноярский и Хабаровский железнодорожные мосты_003

Красноярский мост остался бы чемпионом среди мостов Транссиба, если бы не соперник Енисея по ширине и сложности характера — река Амур. В 1913 году по проекту того же Лавра Дмитриевича Проскурякова при участии Григория Петровича Передерия началось строительство моста через Амур в Хабаровске. Его открытием в октябре 1916 года завершилась четверть вековая эпопея создания Великого сибирского пути. Россия обрела еще одно инженерное чудо. Правда, в грохоте надвигавшейся революции это мало кто заметил...

Хабаровский мост 1916 года постройки — 18-пролетный, фермовый. Длина — 2600 метров, с подъездными эстакадами — 3890 метров. Долгое время был самым протяженным мостом Старого Света. Полностью реконструирован в 1992-2012 годах.

Красноярский и Хабаровский железнодорожные мосты_004

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)