Зимний дворец

Зимний дворец — самый величественный, самый масштабный из всех дворцов русских царей. Это — символ России, столь же значимый, как Московский кремль. Вместе с примыкающими зданиями Старого, Малого, Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра он составляет целый город. Дворы, переходы, парадные и служебные лестницы, подвалы, световые колодцы, воздуховоды, чердачные пространства, сотни залов, комнат и галерей — все это образует комплекс столь сложный, что нужно несколько лет изучать его, чтобы бродить в этих дебрях, не рискуя заблудиться.

История Зимнего дворца столь же многосложна, как и его структура. Он служил местом жительства не только императоров и их семей, но тысяч служителей и придворных всех рангов, начиная от истопников и заканчивая всесильными фаворитами. В его залах собирались всевозможные советы и комитеты, заседали правительства, проводились важнейшие государственные церемонии. Он пережил пожары, перевороты, взрывы, артиллерийские обстрелы и авиабомбардировки.

Архитектурный комплекс Зимнего дворца и Эрмитажа начал формироваться в 1712 году, когда на Зимней канавке на месте нынешнего Эрмитажного театра появился деревянный Зимний дом Петра I. Вскоре он был перестроен в кирпиче архитекторами Георгом Маттарнови и Доменико Трезини. Теперь его уже можно было назвать дворцом: вид он имел парадный — во всяком случае, на фоне тогдашней скромной петербургской застройки. Следующий, третий по счету Зимний дворец, большой, помпезный, возводился для императрицы Анны ближе к Адмиралтейству под руководством молодого Растрелли. Наконец императрица Елизавета приняла решение отстроить свою главную резиденцию целиком заново. В 1754 году закипела работа. Возглавлял ее все тот же Растрелли.

Огромное здание строилось долго. Елизавета умерла, ее преемник Петр III был свергнут с престола. Оказавшаяся у власти Екатерина II стремилась отовсюду изгнать людей, служивших ее предшественникам. Растрелли был уволен. Последние годы его жизни тонут во мраке безвестности. Дворец достраивали архитекторы новой поры: Юрий Фельтен, Антонио Ринальди, Жан Батист Валлен-Деламот, позднее — Джакомо Кваренги, потом — Карл Росси, Огюст Монферран. Созданный руками тысяч рабочих, мастеров, инженеров, дворец сгорел дотла в декабре 1837 года... И был воссоздан заново под руководством Василия Стасова, Александра Брюллова, Александра Штауберта.

Зимний дворец великолепен со всех сторон. Главная его загадка в том, что при своих огромных размерах и сложности внутреннего устройства он удивительно целен, един, компактен. С какой бы точки мы ни смотрели на него — с Дворцовой площади, от стен Петропавловской крепости, со стороны Адмиралтейства или с Дворцового моста, — он предстает перед нами целиком, в неделимой, стройной и ясной красоте.

Ясность форм удивительным образом сочетается с декоративным изобилием, которое так любил Растрелли. В архитектуре Зимнего дворца он применил, кажется, все средства из своего художественного арсенала. Ризалиты и выступы стен, одиночные и сгруппированные колонны, раскрепованные фронтоны и карнизы; над окнами — сандрики разных форм, лепные маски; наконец — целый мир скульптурных фигур по периметру крыши. Символ империи не подавляет, а радует; в нем нет имперского холода и есть много света, движения и живого тепла.