Сталинские высотки в Москве

Без этих семи островерхих громадин мы уже не можем себе представить облик Москвы — так же, как без кремлевских башен. Они деятельно участвуют в создании хаотичной, величественной и неповторимо-обаятельной панорамы столицы России. Их обобщенный силуэт стал символом Москвы.

Когда родились семь московских сестер? Официально — 13 января 1947 года: в этот день Совет министров СССР по предложению товарища Сталина принял постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Но еще в 1930-х годах разрабатывался проект высочайшего в мире Дома Советов на месте снесенного храма Христа Спасителя. В стилистическом отношении предшественниками московских высоток были некоторые американские небоскребы (особенно очевидно сходство с Манхэттен-мьюнисипэлбилдинг в Нью-Йорке, построенном в 1909-1912 годах архитектором У. Кендаллом). Однако причина градостроительного успеха сталинских детищ коренится глубже. Их устремленные ввысь шпили, предвестники полетов в космос, воплощают давнюю мечту русского зодчества о небе — мечту, которая полтысячелетия назад породила дивную архитектуру шатровых церквей. Впрочем, те были украшены христианским смирением, а эти — горды.

В соответствии с постановлением Совмина предполагалось построить восемь однотипных небоскребов; девятым должен был стать Дом Советов. Но два самых близких к Кремлю здания — Дом Советов и высотка в Зарядье — так и не были возведены. И очень хорошо: число семь точнее соответствует тому былинно-мистическому смыслу, который в них вложен. Стоящие на некотором расстоянии от Кремля, они смотрятся как великаны-стражи, охраняющие цитадель российской государственности.

Семь московских высоток — это: главное здание МГУ на Воробьевых горах, жилые дома на Котельнической набережной и на Кудринской площади (в советское время — площадь Восстания), административно-жилое здание на площади Красных Ворот, гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте, гостиница «Ленинград» на Комсомольской площади и здание Министерства иностранных дел на Смоленской-Сенной площади.

Самое могучее — здание МГУ. Оно стоит, развернув широкие плечи боковых корпусов, вознося в космическую высь знаки имперского неоклассицизма: скульптуры, пилоны, ризалиты, знамена и звезды. Символ всемогущества науки, опекаемой коммунистическим государством.

Высота главного здания МГУ (со шпилем) — 240 метров, количество этажей центрального корпуса — 36, боковых корпусов — 19. Основание здания расположено на высоте 194 метра над уровнем моря, благодаря чему оно остается одной из главных высотных доминант Москвы, даже после постройки Останкинской телебашни и небоскребов 2000-х годов. Главный архитектор — Л. В. Руднев; над проектом также работали С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов. Скульптура фасадов была выполнена в мастерской В. И. Мухиной. Церемония закладки первого камня состоялась 12 апреля 1949 года (никто не знал тогда, что ровно через 12 лет, 12 апреля 1961 года, совершится полет Гагарина, начнется космическая эра). Учебные занятия в новом здании начались 1 сентября 1953 года.

Другие высотки вторят своей самой высокой сестре. Все они похожи — не столько чертами лиц, сколько их общим выражением. Все та же державная мощь — несокрушимая и всемогущая, перед которой отдельный человек мал, робок и чувствует невольное желание стать одним из кирпичиков этого величия.