Большой Гостиный Двор в Петербурге

Гостиный Двор — одно из главных украшений Невского проспекта; здание, послужившее образцом для подобных построек в десятках городов России. 22 мая 1761 года императрица Елизавета Петровна повелеть соизволила: «Гостиный двор строить о двух этажах и таким манером, как на сочиненном архитектором Деламотом плане назначено». С этого указа начинается победное шествие классицизма от Петербурга до самых до окраин Российской империи.

Тип строения, получивший название Гостиного Двора, — крытые торговые ряды, образующие четырехугольник, со складскими помещениями в середине — сложился очень давно. В Петербурге первый (деревянный) Гостиный двор был построен еще в 1710 году, и за последующие полвека в разных частях города их появилось с полдюжины. К середине XVIII века, с ростом города, наиболее удобное место для торга переместилось на угол Невской першпективной дороги, от которой начинался тракт на Новгород и Москву, и Садовой улицы, служившей чем-то вроде городской черты. Стихийно застроенная купеческими лавками площадь выглядела пестро, сумбурно, да и от огня была небезопасна. При Елизавете Петровне несколько раз принимались решения о строительстве красивого и огнеупорного Гостиного Двора, свои планы его создания предлагали Ринальди и Растрелли, но дело не двигалось. В последний год жизни императрица перепоручила это строительство французскому мастеру Жану Батисту Мишелю Валлен-Деламоту, до этого больших государственных заказов не получавшему.

Деламот принес в Россию рациональный и демократичный дух французского классицизма. Проект Гостиного Двора был разработан им на основе плана Растрелли, но в духе совершенно ином. Во всем предельная логичность, ясность, функциональная целесообразность. Здание в плане трапециевидное, двухэтажное, разделенное на одинаковые секции. Общая длина периметра — около километра, площадь — 53 тысячи квадратных метров. Оба этажа окружены арочными галереями, шаг которых соответствует секционному членению. Галереи — вещь удобная, защищают от дождя и непогоды и в то же время придают бесконечно длинным фасадам степенную ритмичность. В центре главного фасада, обращенного к Невской першпективе (к концу XVIII столетия устаревшее слово «першпектива» заместилось более деловым — «проспект»), — представительный четырех¬колонный портик с внушительным, хотя и простым по форме аттиком. Между арками — пилястры. По углам — эффектные группы колонн, поддерживающих раскрепованный карниз. Просто, но со вкусом; масштабно и эффектно.

Правда, строился Гостиный Двор долго, Деламот его целиком так и не увидел. Архитектор уехал из России в 1775 году, а строительство Гостиного Двора полностью завершилось в 1785-м.

Через столетие Гостиный Двор был частично перестроен, декорирован в прихотливо-тяжеловесном вкусе капиталистической эпохи. В 1941 и 1942 годах, во время блокады, сильно пострадал от бомбежек, почти полностью выгорел. В послевоенные годы пережил три реконструкции, вернувшие ему первоначальный внешний облик и полностью изменившие внутреннюю планировку.

К сказанному добавим: по образу и подобию Гостиного Двора были построены Торговые ряды во Владимире, Вышнем Волочке, Костроме, Нерехте, Рязани, Серпухове, Суздале, Твери, Царском Селе, Ярославле... Список можно продолжить.