Дом Елисеевых на Невском проспекте в Петербурге

Среди полутора сотен домов, составляющих неповторимую перспективу главной улицы Петербурга, этот — самый необычный. Облицованные красным гранитом стены — не стены, а столпы. К столпам примкнуты постаменты на кронштейнах. С их высоты гордо взирают на Невский проспект и на Малую Садовую улицу Промышленность, Торговля, Искусство и Наука — огромные аллегорические статуи работы российско-эстонского скульптора Амандуса Адамсона. Наверху, над столпами, — четыре башнеобразные стелы, украшенные львиными масками в лаврах и увенчанные сферическими фигурами, очень напоминающими царскую державу.

Но самое главное — огромное пространство посередине фасада, выходящего на Невский проспект. Как назвать это пространство? Арка? Окно? Гигантский застекленный проем в две трети высоты и в три четверти ширины здания, криволинейно скругленный наверху, разделенный тонкими металлическими колонками на девять узких секций и оттого кажущийся еще более высоким.

Добавим к этому пестрые витражи, добавим металлический декор в виде вьющейся лозы, листьев, шишек, лилий, гирлянд да еще рассеянно-высокомерный лик длинноволосой девы со змеей на шее, глядящий вниз с самой верхней точки арочного свода... Да, здание необычное. Чем-то оно напоминает арфу (верхний этаж — дека, колонки — струны), изготовленную для бога или гиганта. И этим музыкальным тоном неожиданно перекликается со зданием Александринского театра, расположенным напротив, в глубине площади Островского, бывшей Театральной.

Необычный дом петербуржцы по старинке называют Елисеевским магазином. Полное название — дом торгового товарищества «Братья Елисеевы». Построен в 1902-1903 годах архитектором Гавриилом Барановским. Это был семейный архитектор знаменитого клана богачей Елисеевых, женатый на дочери главы товарищества, Григория Григорьевича. Для Елисеевых Барановский построил с десяток домов в Петербурге и Москве — и все они заурядные, обыкновенные, хотя и не без помпезности. А тут — вдохновенное творение!

Во всем дышит конструктивная смелость архитектуры модерна. Огромный арочный проем находит подтверждение своему вольному изгибу в масштабах внутренних помещений. Торговый зал на первом этаже сделан во всю площадь здания и перекрыт единым сводом, без дополнительных опор. Так же просторны другие этажи, на которых изначально помещались банковский зал, театр и ресторан. Здесь применена характерная для модерна каркасная конструкция: железные детали, образующие свод, опираются на мощные пилоны. Стена становится как бы и не нужна; ее место занимает простор — воздух, расцвеченный витражами.

Я, помнится, в детские годы любил бывать в Елисеевском магазине. Там было просторно, прилавки загадочно темнели резным деревом, старинные светильники множеством своих разветвлений напоминали сказочные растения. От этого и скудный советский товарный ассортимент казался заманчивым, привлекательным.

Потом магазин — гастроном № 1 — закрылся. Теперь открылся вновь, в издании «для богатых». А рядом, на углу соседнего здания по Малой Садовой улице, примостился черный чугунный кот. Его прозвали Елисеем. Он уже успел стать популярным: его фотографируют, ему бросают монетки.