Sentstory.ru



Ансамбль Собственной дачи в Ораниенбауме

Ансамбль Собственной дачи в Ораниенбауме

Звезда Растрелли еще только приближалась к своему апогею, а уже давали о себе знать новые архитектурные веяния. Вкусы двора наследника престола Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны резко отличались от елизаветинских пристрастий. В 1754 году Петр Федорович пригласил работать в свою загородную резиденцию Ораниенбаум архитектора-итальянца Антонио Ринальди, до этого работавшего на Украине в имениях гетмана Кирилла Разумовского.

Ринальди снискал милость не только Петра, но и Екатерины. В 1762 году, после шести месяцев царствования, Петр III был свергнут и убит. Но карьеры итальянца это не испортило, даже наоборот. Новая самодержица Екатерина II осчастливила его престижнейшими заказами, из которых первый — создание в Ораниенбауме нового комплекса построек, получившего название Собственной ее императорского величества дачи.

В заказе Екатерины и в работе Ринальди виден совершенно новый подход к организации загородной резиденции. Здесь все разительно не похоже на великолепие Петергофа или Царского Села; все предусмотрено для отдыха — может быть, простого, а если захочется — то изысканного. Здесь роскошь упрятана за ширму скромности, торжественность уступает место камерности, официально-имперское начало как будто вовсе отсутствует. Парковые аллеи и лужайки милы, пруды скромно поблескивают меж склонившимися деревьями. Постройки ненавязчиво выступают из зелени, как бы говоря: «Мы хотим сделать вам только приятное, мы ни к чему вас не обязываем».

Собственная дача была изобильна малыми павильонами и садовыми забавами, которые давно исчезли. До нас она дошла в виде более строгом, очищенном от множества мелочей. Это парк, сочетающий в себе черты регулярной и пейзажной планировки, Концертный зал, Кавалерские корпуса, Китайская кухня и две главные постройки, определяющие дух и стиль всего ансамбля: Катальная горка и Китайский дворец.

Катальная горка — красавица в бело-голубом платье. Она стоит на краю той самой террасы, на которой в 15 километрах отсюда величается царственной осанкой Большой Петергофский дворец. Она видна со всех сторон: и с дороги, и со стороны Финского залива, и со стороны обширного луга, уходящего вглубь парка. Когда-то на этом лугу стояли деревянные конструкции настоящей горки, с которой катались зимой на санях, летом в тележках на колесиках. То, что мы сейчас называем Катальной горкой, — павильон, в котором приятно проводило время избранное общество в промежутках между увлекательными, дух захватывающими спусками. Интерьер павильона поражает утонченной роскошью в стиле рококо. Здесь все — игрушка, завиток, радость для глаз.

Китайский дворец прячется за деревьями парка, да так ловко, что его не сразу и найдешь. Он как будто стоит ко всему миру спиной: осанистым, но бесхитростным одноэтажным фасадом, украшенным пилястрами ионического ордера; лицом же — террасой с лучковым фронтоном — к живописному пруду. Вид у него уютный, задушевный, поистине дачный. А внутри — изысканная роскошь, по утонченности оставляющая позади интерьеры Большого Петергофского и Екатерининского дворцов.

Отметим одно важное обстоятельство. Дворцы и павильоны Ораниенбаума каким-то чудом избежали разрушения во время Великой Отечественной войны и дошли до нас в подлинности.



Яндекс.Новости: Главное

Яндекс.Новости: Главное