Адмиралтейство в Петербурге

Градостроительство в России в течение всего послепетровского столетия оставалось делом государственным. По мере роста военной и административной мощи империи все больше строится казенных зданий, все внушительнее становятся их масштабы. Архитектура казенных домов обретает торжественный тон; строгий классицизм перерождается в ампир — стиль, прославляющий величие власти. Теперь даже дворцы вельмож стараются быть похожими на казенный дом, а не наоборот. Государственная постройка (министерство, департамент, академия, университет, арсенал, казармы) делается архитектурной доминантой, организует пространство вокруг себя.

Важнейшая градообразующая доминанта Петербурга — вторая по значению после Петропавловского собора— здание Адмиралтейства.

Адмиралтейство, заложенное как верфь и крепость 5 ноября 1704 года, — первая городская постройка на левом берегу Невы. Внутри фортификационных сооружений расположилось военно-морское командование. После учреждения Адмиралтейств-коллегии в 1718 году крепость начинает приобретать парадный вид. Над ее воротами взметнулся шпиль с корабликом-флюгером, установленный на башне, хотя и скромной по размерам, но обликом своим перекликающейся с колокольней Петропавловского собора.

В 1730-х годах строительство Адмиралтейства велось под руководством Ивана Коробова. Он возвел новую башню посередине южного фаса крепости. Сама императрица Анна повелела «шпиц построить против того, какой оной прежде был, и обить оной шпиц и купол медью и вызолотить добрым мастерством». Обновленный шпиль, установленный «шпичным мастером» ван Болосом, вознес кораблик на высоту 72 метров.

В 1737 году, после страшных пожаров, уничтоживших половину Петербурга, была учреждена Комиссия о санкт-петербургском строении во главе с Петром Еропкиным. По плану, разработанному комиссией, линии трех главных «першпективных» улиц — Невской, Средней и Вознесенской — сходились под равными углами точно на центральной оси Адмиралтейской башни. Так образовался петербургский трезубец, а Адмиралтейский шпиль стал градостроительной точкой отсчета для всей левобережной части города.

В начале XIX века встал вопрос о перестройке Адмиралтейства, дабы придать ему вид, соответствующий имперской столице. Эта задача в 1806 году была возложена на главного архитектора морского ведомства Адриана Захарова. Он руководил работами до смерти в 1811 году. Достраивалось Адмиралтейство по его проекту еще 12 лет.

Крепостные рвы и валы были уничтожены, на их месте разбит бульвар (впоследствии — Александровский сад). Новое здание Адмиралтейства, состоящее из двух п-образных в плане корпусов (один внутри другого) своим главным фасадом обращено к югу. Фасад этот длиной 406 метров, единообразен, но не монотонен — благодаря разделению его на несколько членений: ровные участки стен со скромным декором оконных наличников; выступающие ризалиты с колоннадами и фронтонами; угловые ризалиты, также оформленные колоннадами. На Неву выходят два симметричных корпуса с воротами и флагштоками.

Но главное — башня. Квадратная в плане, с триумфальной проездной аркой внизу, украшенная колоннадой, она одинаково торжественно смотрится со всех трех улиц — лучей петербургского трезубца. Над колоннадой аллегорические скульптуры ведут свой хоровод. Кораблик сверкает на шпиле.

...А внутри захаровских стен, как малая матрешка внутри большой, спрятана старая коробовская башня.